Департамент труда и социальной защиты
Как научить ребенка рисовать: советы для родителей от специалистов Центра «Юнона»
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить ребенка рисовать: советы для родителей от специалистов Центра
2243370-11
«Я не умею рисовать и поэтому не буду» – именно с таких слов чаще всего начинает ребенок, когда ему предлагают рисовать. Почему у детей такая реакция и они отказываются от занятия, еще не узнав, что необходимо сделать? Причина проста и банальна: у ребенка присутствует страх, что он сделает что-то неправильно. О том, как научить рисовать ребенка, в том числе имеющего особенности развития, рассказывает Алина Борисова, социальный педагог ЦССВ «Юнона».
Публикация «Как научить ребенка рисовать: советы для родителей от специалистов Центра „Юнона“» размещена в разделах
Доброе слово подростку приятно
В центре рисованием занимаются все, кто может держать в руках кисточку и карандаш, все, кроме самых крохотных воспитанников, – всего около 70 человек.
«Что нужно для того, чтобы ребенок поверил в себя? Ему необходимо показать, что даже у вас не всегда все получается хорошо. И только практикуя и набивая руку, можно добиться нужного результата. Иногда такой страх берется из отношений в семье. Ребенку мало говорят о том, что он хороший, его мало хвалят. Когда ребенку 3-4 года, ему постоянно говорят, что он молодец, что он красиво сделал, но чем старше становится ребенок, тем меньше ласковых и поощрительных слов он слышит», –отмечает специалист.
В начальной школе похвала часто сменяется упреками: ребенок недостаточно хорошо учится, не убирает в своей комнате, не слушается старших и так далее. Родители начинают считать, что раз ребенок пошел в школу, то он уже большой и хвалить его или радоваться удачному рисунку или поделке не стоит.
«Но именно в это время ваша похвала нужна сыну или дочке больше, чем раньше. К подростковому возрасту ребенок перестает вообще слышать о себе что-то хорошее. Он замыкается в себе, не хочет ничего рассказывать, потому что привык слышать только упреки и запреты. Не переставайте хвалить ребенка в любом возрасте: дети хотят и ждут этого», – советует родителям Алина Борисова.
Личным примером
Начните рисовать вместе со своим ребенком. Для начала выберите что-то простое, чтобы ребенок мог легко повторить. Так он приобретет уверенность в себе, поверит в то, что он тоже может это сделать. Делайте рисунок параллельно с ребенком, это поможет ему расслабиться, а вам – расположить его к общению и совместной деятельности. Далее предложите ребенку добавить в рисунок детали. Так он подключит свою фантазию к творческому процессу.
Во время работы можно ненавязчиво задавать ребенку уточняющие вопросы. Если вы видите, что он не может продолжить работу, предложите сделать ее совместно. Можно попросить придумать историю или небольшой рассказ о том, что он рисует или о том, что предшествовало этому рисунку.
«Используйте смешанные техники, это расширит границы восприятия ребенка и позволит ему узнать что-то новое. Если же он откажется от дальнейшей работы или будет утверждать, что ему неинтересно, попробуйте начать сами, постепенно давая возможность сыну или дочери включиться в работу. Вне зависимости от результата, даже если цель не была достигнута, назовите ему тему следующего занятия и предложите выбрать, с какими материалами он хочет поработать в следующий раз», – рекомендует педагог.
Безграничные возможности для творчества
При работе с детьми с особенностями развития необходимо понимать, что не всегда ребенок может держать в руках кисточку, карандаш или фломастер. Для таких детей занятие необходимо построить по-другому. Ребенку можно предложить порисовать пальчиками или даже рукой.
«В зависимости от его возможностей он может рисовать сам или с вашей помощью, держите его руку, направляйте. Детям можно предложить раскрасить уже имеющийся рисунок или картинку. Картинка должна быть яркой, с крупными деталями. Если ребенок не хочет рисовать, не заставляйте его. Попробуйте поменять материалы: взять вместо красок, к примеру, пластилин. Разомните его и нанесите, размазывая на рисунок – такая техника понравится ребенку», – говорит Алина Борисова.
На занятиях с использованием элементов арт-терапии придерживайтесь определенных правил:
• В процессе занятия неприемлемы команды, указания, требования, принуждение.
• Принимаются и заслуживают одобрения все продукты творческой деятельности, независимо от их содержания, формы, внешней эстетичности.
• На занятиях запрещены сравнительные и оценивающие суждения и критика.
Занятие по рисованию должно проходить в спокойной, расслабляющей обстановке. Ребенку должно быть комфортно, тогда процесс работы будет приносить удовольствие и вам, и ребенку. Экспериментируйте, придумывайте что-то нестандартное и совсем скоро увидите, что фантазия ребенка раскрывается с неожиданной стороны.