Ирина Гребеникова
Как научить ребенка понимать других
▼ Скачать + Заказать документы
Недаром говорят, что семья – это модель мира. Каждый день, проведенный в общении с близкими, приносит ребенку новый опыт.
Маленький человечек искренне убежден – мир крутится вокруг его персоны. Другими словами, все дети эгоцентричны, и это неизбежно – их делает такими незнание реальной жизни и отсутствие опыта.
Как тому и должно быть, отношение нашего юного героя – эгоцентриста к миру характеризуется сосредоточенностью на своем индивидуальном «Я». Мы обычно говорим, что дети не умеют встать на точку зрения другого человека, который по - иному видит, думает и чувствует. Ребенок как бы заперт «в тюрьме своего «Я». Причем стены, пол и потолок этой тюрьмы зеркальные, куда ни посмотришь, всюду видишь собственное отражение. Но ребенок не догадывается об этом. Помочь ребенку «выйти из тюрьмы» к людям, к миру должны, конечно, прежде всего родители.
Публикация «Как научить ребенка понимать других» размещена в разделах
Маме и папе предстоит сформировать у ребенка такие качества, которые помогают ему достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Очень важно, чтобы повзрослев физически, ребенок не остался младенцем в психологическом плане. Родители – первые воспитатели, и они имеют самое сильное влияние на свое чадо. Ведь каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
Поэтому не теряйте времени, ибо перед вами стоит задача огромной важности. Дело в том, что без помощи взрослых «освобождение» ребенка от пут эгоцентризма может и не произойти. И тогда вырастет эгоист, который, скорее всего, будет несчастлив в личной жизни, в отношениях с людьми, да и окружающим принесет немало бед.
Как же на практике помочь ребенку научиться понимать других людей? Прежде всего важно понять, принято ли в вашей семье считаться друг с другом. Если взрослые члены семьи дома ведут себя, как им хочется, руководствуясь только своими желаниями, не обращая внимания на остальных.
Всем нам знаком такой семейный уклад: мама усталая приходит с работы и сразу впрягается в домашние дела. Сын смотрит телевизор. Папа читает «Футбольное обозрение». Каждый живет сам по себе, а не вместе с другими.
В таком случае зачем обращать внимание на близких, если в том нет необходимости? Умение понимать другого возникает, когда в этом появляется необходимость. Пример – совместная деятельность, когда мы что – то делаем вместе. Конечно, совсем необязательно затевать столь масштабные проекты. Обычная жизнь семьи может быть совместной на самом деле, а не только формально. Если в вашем доме принято вместе мыть посуду, смотреть кино, обсуждать покупки, замечать состояние друг друга (папа устал, мама себя неважно чувствует) и это считается нормой, то и ребенок постепенно начнет такую норму соблюдать.
А еще понимать другого ребенку помогают научиться животные! Но только, если малыш вынужден постоянно заботиться о животном, а не забавляться с ним, как с игрушкой. Чтобы заботиться, надо знать, что этому животному нужно, в каком оно состоянии.
А потом можно начать заботиться и о маме с папой. Почему бы и нет? Разве родители не нуждаются в таком отношении? Дети любят заботиться о других, особенно о взрослых близких людях; это возвышает ребенка в собственных глазах.
Лучший способ научиться понимать другого – заботься о нем. Маленький принц в конце концов научился понимать свою Розу. Потому что чувствовал себя в ответе за нее.
Вот так, постепенно ребенок и разобьет стены своей «внутренней тюрьмы» и выйдет навстречу к людям и миру. Но, без помощи родителей ему все же не обойтись.