Махмудова Татьяна Владимировна
Консультация «Как научить ребенка определять время»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как научить ребенка определять время»
К 6-7 годам дети уже способны разобраться с двумя стрелками на циферблате, но подготовку стоит начинать значительно раньше.
Подготовительный этап:
Первым шагом является обучение понятию "сутки" и их частей. Ребенок должен понимать, что после утра наступает день, затем вечер, а потом ночь. Важно, чтобы он усвоил последовательность событий: сначала он просыпается, потом чистит зубы, затем завтракает. Повторяя эту цепочку каждый день, ребенок учится понимать, что за чем следует, развивая тем самым чувство времени. Это гораздо важнее, чем просто научить его распознавать положения стрелок на часах. Также стоит обращать внимание на любые последовательности, где четко видно, что было сначала, а что потом. Можно, например, прочитать сказку "Колобок" и обсудить последовательность событий: сначала Колобка испекли, потом он полежал на окошке, затем покатился по дорожке и встретил Зайца. Вопросы типа "Что произошло после того, как Колобок встретил Зайца?" помогут ребенку развивать понимание времени.
Публикация «Консультация „Как научить ребенка определять время“» размещена в разделах
Следующий важный этап — работа с понятиями прошлого, настоящего и будущего. Лучше всего объяснять это на примерах: ваш разговор происходит в настоящем, обед тоже в настоящем, а весна за окном — это тоже настоящее. То, что произойдет позже, например, завтра или через неделю, — это будущее. День рождения ребенка через месяц или поездка на море летом — это будущее. А поход в цирк или на природу были в прошлом. Так ребенку будет легче понять суть этих понятий.
Следующий шаг — понимание времен года и дней недели. Обычно дети лучше всего запоминают зиму, весну, лето и осень. Ваша задача — рассказать, какие изменения происходят с погодой и природой в разное время года, а не просто объяснить, что существует 12 месяцев и 4 времени года. Для этого можно выйти на улицу и наблюдать, что происходит с деревьями, небом, травой, во что одеты люди. Можно делать фотографии одного и того же места в разные времена года или даже каждый месяц и сравнивать их. Рекомендуется также прочитать сказки "Двенадцать месяцев" С. Маршака и "Синичкин календарь" В. Бианки.
Заключительный важный этап — освоение цифр и умение считать. Только после этого ребенка можно знакомить с часами. Все эти подготовительные этапы являются ключевыми в обучении пониманию времени. Научить определять время не так сложно, как помочь осознать его протяженность.
Когда ребенок освоил последовательность событий и научился ориентироваться во временах года, а также в прошлом, настоящем и будущем, можно приступать к изучению часов. Лучше всего использовать большие и яркие часы с четкими делениями и стрелками.
Сначала объясните, для чего нужны часы, и рассмотрите их виды. Часы — это прибор для измерения времени. Мы смотрим на часы, чтобы определить время. Они бывают наручные, настенные, настольные, будильники, башенные, электронные и песочные.
Опишите часы: круг в центре называется циферблатом, на котором нанесены цифры. У часов есть две стрелки. Короткая стрелка движется медленно, и когда она совершает один круг по циферблату, проходит ровно один час. Это часовая стрелка. Другая стрелка длиннее и движется быстрее — это минутная стрелка.
На первом этапе обучения начните только с часовой стрелки. Объясните ребенку, в какое время он встает (установите часовую стрелку на 7 часов, в какое время он завтракает, обедает или ужинает, когда у него тихий час, когда он смотрит любимый мультфильм и так далее.