Упорова Ольга Сергеевна
Консультация для родителей «Как научить ребенка играть»
▼ Скачать + Заказать документы
Целый ряд умений, которыми, по мнению родителей, дети обладают от рождения, на самом деле являются приобретенными. И родители должны позаботиться о том, чтобы вовремя научить им малыша. Так, наряду с задачей, как научить ребенка спать ночью, перед ними стоит еще и задача, как научить ребенка играть. Почему эту задачу можно считать не менее, а возможно, даже более актуальной?
Является ли игра обязательной для развития малыша?
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребенка играть“» размещена в разделах
На сто процентов. Игра - это один из самых важных факторов, обеспечивающих социальное, эмоциональное, познавательное и физическое развитие детей. Это способ, которым ребенок обучается знаниям о своем теле, об окружающем мире, об информации, которую можно получить с помощью органов чувств. Особенно это важно в течение первого года его жизни. Каким является предмет на ощупь? Что будет, если я его потрогаю? Откуда появляется этот звук? Куда исчезает игрушка, если мама кладет ее в коробку? Все эти, и тысячи других подобных задач, решает ваш малыш в процессе игры.
Основа игры в раннем возрасте - это исследование. И каждый шаг дает ребенку бесценную информацию о том, как ведут себя предметы окружающего мира. В ходе этого исследования, он получает информацию, к примеру, о том, что если подвинуть чашку на край стола, она упадет, а если потрясти погремушку, она зазвучит. Эти очевидные вещи являются для малыша настоящим открытием. Делает такие открытия он и дома, и когда вы идете гулять с грудным ребенком на улицу.
Специалисты утверждают, что игра является основной «работой», которую выполняет ребенок раннего возраста. И, одновременно, работой и для его родителей, которые должны постараться направить активность ребенка в конструктивное русло.
По мере того, как малыш переходит из младенческого в младший школьный возраст, его игры становятся все более изобретательными, в данном случае необходимы более сложные игрушки и головоломки. Через игру он получает необходимые навыки. И это не только навыки обращения с предметами. Формируются такие важнейшие качества, как любопытство, независимость, креативность, умение решать задачи.
Именно в игре приобретаются и важнейшие социальные навыки. Как правило, до того, как малыш учится делиться игрушками с другими детьми, он может предложить любимую погремушку или машинку кукле. Иногда первые слова также обращены не к родителям, а к любимым игрушкам.
Какие игры будут наилучшими для моего малыша?
Это целиком и полностью зависит от возраста и от стадии развития. Так как игра является инструментом, с помощью которого маленький человечек исследует окружающий мир, родителям необходимо обращать внимание на то, какие именно навыки малыш пытается освоить в данный момент. К примеру, девочка начала не просто играть с куклой, а кормить ее - значит, настало время переходить от простых манипуляций с игрушками (ощупывание, поглаживание) к более сложным. Как только малыш - обычно в 3-4 месяца - начинает хватать предметы, можно предложить ему большие мягкие игрушки. А в возрасте около года, когда он начинает получать первые знания о причине и следствии, можно поиграть с ним в прятки, помещая его любимые игрушки под столы и стулья.
Вот приблизительная классификация видов игр, в зависимости от возраста детей:
Социальные игры. Предполагают общение с родителями и окружающими в течение первого года жизни. Младенцы любят улыбаться, смотреть вокруг, узнавать знакомые и новые лица. Взаимодействие с малышом может быть построено и в форме диалога, и в форме описания простейших действий, совершаемых совместно с ним, и в виде несложных игр, к примеру, в прятки.
Игры с предметами. Малыш сначала начинает трогать предметы, затем брать их, перекладывать из ручки в ручку, затем начинает бросать их, стучать ими друг об друга или об пол. Другими словами, он экспериментирует, пытаясь выяснить, каким образом предметы поведут себя в той или иной ситуации. Как правило, период таких игр приходится на 4-10 месяцы жизни малыша. И какой бы занятой ни была мама, решая проблему, как похудеть после родов, или что приготовить на обед для всей семьи, подобными играми пренебрегать в этом возрасте ни в коем случае не стоит. Если нет большого количества времени, чтобы играть с малышом, нужно позаботиться хотя бы о том, чтобы у него всегда были яркие, интересные и новые игрушки.
Функциональные игры. Это игры, в которых малыш пытается использовать предметы по назначению. Примеру, поит куклу из игрушечной чашки, или копает песочек совком, или пытается причесаться. Море удовольствия вызывает также использование предметов, сходных по форме, к примеру, попытка «позвонить» с помощью телевизионного пульта. Подобные игры с предметами преобладают в возрасте от года до двух.
Символические игры. Эти игры, в которых малыш начинает задействовать свое воображение, и наделять предметы не присущими им изначально качествами. Подобное умение появляется обычно после 2 лет. К примеру, малыш катает по полу картонную коробку, представляя себе, что это автобус. Игра сопровождается соответствующими звуками.
Ролевые игры. Различные роли малыш начинает примерять на себя обычно в возрасте от 30 до 36 месяцев. Он начинает не просто играть с игрушками, а представляет себя мамой, доктором, учителем, и др.
Как сделать игры более эффективными для развития малыша?
1. Воспринимайте игру не просто как время, проведенное с игрушками. Принимайте участие в играх малыша, вовлекая в них окружающие вас предметы. Даже самые простые занятия, вроде выдувания мыльных пузырей или совместного пения песен, оказывают огромное влияние на развитие малыша.
2. Проводите больше времени на полу вместе с ребенком. Мама или папа - это самые привлекательные для малыша объекты игр, и они бывают очень рады, если удается вовлечь в свою активность взрослых. В ходе игры, обязательно разговаривайте с ребенком - это позволит значительно ускорить речевое развитие.
3. Вводите новые виды игр тогда, когда ребенок доволен и хорошо отдохнул.
4. Умейте вовремя остановиться. Количество впечатлений, которые способен воспринять ребенок без вреда для своего эмоционального развития, достаточно ограниченно, особенно в раннем возрасте. Игру нужно прекратить при первых признаках усталости или недовольства.
5. Дайте малышу возможность играть как одному, так и с другими детьми.
6. Позвольте малышу самому выбирать, в какие игры играть. Конечно, время от времени нужно предлагать новые игрушки или игры. Но ведущая роль все же должна принадлежать ребенку. Ведь он играет для того, чтобы получить от игры удовольствие - а значит, любое принуждение со стороны взрослых, задавшихся вопросом, как научить ребенка играть, здесь недопустимо.