Любовь Шитова
Как научить ребенка играть самостоятельно?
▼ Скачать + Заказать документы
Навык играть самостоятельно — показатель здорового развития психики. Умение придумывать себе развлечения без всяких обязательных занятий и телевизора — это отличная привычка.
Дети растут не по дням, а по часам. И периодически у родителей закрадывается мысль: «Ну вот, ещё чуть-чуть подрастёт и сможет играть сам, а у нас появится пара часов для себя». Однако это не совсем так: для того, чтобы у малыша получалось на некоторое время занять себя самостоятельно, родителям следует приложить немало усилий. Как же научить и увлечь ребенка игрой в одиночку?
Публикация «Как научить ребенка играть самостоятельно?» размещена в разделах
Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Обучать ребенка навыкам самостоятельной игры важно не для того, чтобы занять его время и позволить себе расслабиться. Самостоятельная игра – важный показатель правильного развития ребёнка. При этом умение найти себе занятие существенно влияет на личностный рост и характер малыша. В частности, игра с самим собой развивает:
• инициативность (ведь решение конкретных игровых задач требует от ребенка принятия быстрых решений – неожиданно возникшая на пути машинки пирамида может быть либо передвинута, либо сбита – выбор нужно сделать мгновенно);
• способность преодолевать преграды (та или иная игровая деятельность имеет определённый сюжет, развитие которого требует от ребёнка найти выход из сложившихся обстоятельств);
настойчивость (чтобы получить желаемый результат игры, ребенок должен пройти Навык играть самостоятельно — показатель здорового развития психики. Умение придумывать себе развлечения без всяких обязательных занятий и телевизора — это отличная привычка.
Дети растут не по дням, а по часам. И периодически у родителей закрадывается мысль: «Ну вот, ещё чуть-чуть подрастёт и сможет играть сам, а у нас появится пара часов для себя». Однако это не совсем так: для того, чтобы у малыша получалось на некоторое время занять себя самостоятельно, родителям следует приложить немало усилий. Как же научить и увлечь ребенка игрой в одиночку?
• определённые стадии, например, чтобы собрать красивую картинку- пазл, следует правильно подобрать все элементы, пробуя совместить их);
• умение ориентироваться по обстоятельствам (чтобы одеть куклу для похода в детский сад, нужно подобрать ей уместную одежду, по порядку надеть все детали туалета);
• терпение (для решения головоломок ребенку приходится несколько раз просматривать задание, подбирать ответы).
Одной из причин того, что ребенок не может играть один, является повышенная тревожность родителей и гиперопека. С самых первых дней жизни ребенка мамы так растворяются в детях, забывая, что им самим нужно свободное время. Они торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать все за него — это лишает детей самостоятельности, подрывает веру в свои силы, приучает надеяться на других.
Дело в том, что у детей 2-4 лет формируется навык ролевой игры. Заботливые родственники это понимают, и вот тут начинается безмерное снабжение игрушками. Вспомните своё детство: одна-две куклы, пара машинок и деревянная пирамидка. Зато мы могли часами играть с ними, придумывая им имена, разыгрывая целые спектакли с таким незамысловатым набором. Нет, не стоит выбрасывать замечательных развивающих медведей, обучающих счёту, или парковочную зону для гоночных автомобилей, просто ограничьте их количество. Почему? Ребёнок не успевает привязаться к игрушке, прочувствовать её и выпустить на волю свою фантазию. Кроме того, дети нуждаются в примере. То есть если вы им не покажете, как можно играть с машинкой, то у малыша не только не появится представление о самой игрушке, но и толчка для дальнейшего придумывания игрового сюжета не возникнет.
Что касается детей постарше, то отказ от самостоятельной игры в возрасте 5-7 лет может говорить о том, что малыш страдает от одиночества. Если ребёнок испытывает недостаток общения с родителями, то абсолютно логично, что он не захочет уединяться даже с самыми забавными игрушками. Важно дать ребёнку понять, что это ваша с ним общая игра, просто иногда он может и сам ею заниматься. Также в этом возрасте дети очень чувствительны к неудачам. Поэтому если у ребёнка не получается собрать пазл, он не будет корпеть над ним в одиночестве. Подойдите и направьте мысль карапуза – это даст нужный толчок для возобновления интереса.
Методика приучения ребёнка к самостоятельным играм – неиссякаемая тема обсуждения педагогов и психологов. Все эти изыскания можно объединить в несколько действенных советов для взрослых, тогда научить ребенка будет легче.
1. Обеспечьте безопасность. Важно, чтобы игровое пространство малыша было вдалеке от нагревательных приборов, розеток и воды.
2. Выделите зону для игр. Если в квартире живёт маленький ребёнок, то, безусловно, игрушки разбросаны повсюду. Однако даже при этих условиях всё равно должно быть одно определённое место, выделенное под игровое имущество. И малыш должен знать, что это только его пространство, за которое он отвечает (таким образом, у ребёнка ещё и формируется чувство ответственности).
3. Обязательно обеспечьте ребёнка игрушками для самостоятельной игры (карандаши, железная дорога и т. д.). Это должны быть разнообразные, но не многочисленные предметы.
4. Проявляйте интерес. Любая деятельность ребёнка невозможна без участия взрослого. Родители должны интересоваться делами своего чада, быть в курсе всего того, что волнует малыша.
5. Периодически обращайтесь к ребёнку. Так вы не дадите почувствовать ему одиночество.
6. Стимулируйте заинтересованность. Предлагайте ребёнку придумывать вместе новые игры, приучите искать интересные способы решения головоломок и пазлов.
7. Подсказывайте. Малыш должен ощущать ситуацию успеха, иначе он теряет интерес. Поэтому помогайте советом или направляйте его деятельность, если игра зашла в тупик.
8. Учите подражать взрослым. Поощряйте, если малыш начинает копировать процесс приготовления пищи или уборки – так в маленькой личности закладываются основы его социальной роли.
9. Мотивируйте. За рисунок или поделку, выполненную самостоятельно, не скупитесь на добрые слова или сладкое лакомство. Главное – не переусердствуйте с такими поощрениями, иначе ваш малыш станет совершать любые поступки только из соображений выгоды.
10. Гордитесь своим ребенком. Если он самостоятельно нарисовал или сделал поделку из пластилина, обязательно продемонстрируйте результат его труда: поставьте на видное место или покажите друзьям.
11. Стимулируйте. Чтобы отрезки времени для самостоятельного времяпрепровождения постепенно увеличивались, периодически подсказывайте малышу новые идеи для игр.
12. Приучайте к сюжетным играм. Если малыш с упоением собирает пазлы – это замечательно, но не менее важно и умение играть в куклы-машинки, так как именно эти игрушки – начало совместной деятельности с другими детьми.
Умение играть самостоятельно – показатель взросления вашего малыша. Однако не стоит бить тревогу, если пока он не слишком стремится играть в одиночку. Терпеливо показывайте ребёнку, как можно интересно обыграть ту или иную игрушку, чтобы у него появился интерес искать новые пути развлечения. И обязательно участвуйте в игровой деятельности своего чада, хвалите его (положительная оценка порождает у детей интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились) – тогда он вырастет не только самостоятельным человеком, но и станет уверенной в своих силах личностью.