Таривердиева Изольда
Консультация для родителей «Как научить малыша подпевать?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как научить малыша подпевать?
Музыка является важнейшей составляющей гармоничного и эстетического воспитания, поэтому занятия вокалом обязательно входят в программу детских дошкольных учреждений.
Очень часто родители уверены, что бесполезно учить петь детей, у которых нет вокальных данных: музыкального слуха, чувства ритма, умения слышать интервалы в музыкальных фразах. Попросту говоря, взрослые уверены, что их детям «медведь наступил на ухо», так как в семье никто не музицировал: не играл на скрипке и не стал знаменитым оперным певцом.
Но, оказывается, и голос, и слух — дело наживное.
Темочки:
Главное, не упустить время. Чем раньше начать развивать слух, тем лучше будут результаты. А сколько радости доставят занятия пением и вам, и вашему малышу!
Пойте сами, не важно, получается у вас или нет. Если вы сами не будете петь, то и у ребенка такой потребности может не возникнуть. Когда вы поете дома для своего удовольствия, то ребенок начинает подражать и пытается петь вместе с вами. В три — четыре года дети способны воспроизводить чисто только мелодию, состоящую из пяти — шести звуков, но не более.
Привитие ребёнку желания петь и слушать музыку зависит, конечно же, от родителей.
Есть и такие родители, которые желают большего – они хотят, чтобы их дети научились петь красиво и чисто, более полно раскрыли свои музыкальные способности. Как научить ребёнка петь, что сделать для того, чтобы развить у детей любовь к пению?
Как определить музыкальные способности малыша?
Родителям важно еще с колыбели обращать внимание на поведение ребенка во время звучания музыки. Вот несколько признаков, которые свидетельствуют о наличии музыкальных способностей у чада:
-ребенок «на лету» схватывает такт и качается в ритме с песней;
-подпевает взрослым или записи; выразительно читает стихи;
-многие слова не проговаривает, а подпевает.
Важно! С маленького возраста не нужно нагружать голосовые связки детей, достаточно 15 минут в день для пения, а для наглядности можно использовать картинки, игрушки, музыкальные инструменты.
Научить петь ребенка гораздо легче, чем взрослого. Это связано с возрастными особенностями голосового аппарата. В этом деле важно следить за гигиеной голоса, чтобы не навредить ребенку.
Как преподавать первые уроки крохе?
На собственном примере Важно регулярно петь малышу колыбельные, даже если родители не обладают абсолютным слухом. Это делается для того, чтобы привить у крохи любовь к музыке, пусть он почувствует насколько важны в его жизни музыкальные песенки. Со временем ребенок начнет самостоятельно воспроизводить слова и мелодию, а это один из верных шагов на пути к обучению малыша пению.
-Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня.
-Разучивайте песни «с голоса». Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения.
-Используйте детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании.
-Старайтесь не искажать мелодию.
-Пойте негромко.
-Необходимо следить за интонацией, пусть малыш с раннего возраста начинает осознавать, что колыбельные поются тихо, народные песни – громко, веселые – игриво, грустные – скорбно и т. д.
-Не стоит заставлять маленького учить длинные тексты песен, достаточно песенки на 4 строчки, так ребенку будет намного легче и интереснее петь.
-Прочь насилие! Уроки музыки должно приносить малышу только радость и удовольствие. Это искусство, и заставлять ребенка петь против его воли – кощунство. Не стоит ругать, оскорблять Ваше чадо, нужно запастись терпением, дабы получить долгожданные плоды. Возможно, малыш в более старшем возрасте серьезно заинтересуется музыкой и будет продолжать обучение по собственной инициативе
Помните: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова.
Например,песня «Маленькая птичка».
Маленькая птичка прилетела, к нам, к нам, к нам.
Маленькой птички зернышки я дам, дам,
Маленькая птичка зерншышки клюет, клюет, клюет.
Маленькая птичка песенки поет, поет, поет, Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля.
Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание «Да», — то, что, собственно, ему по силам.
Например, «Ладушки». Мама играет с ребёнком и поет:
Ладушки, ладошки,
Звонкие хлопошки,
Хлопали в ладошки,
После каждого куплета вы протяжно поете «Да» и хлопаете по коленям двумя руками подчеркнутым, фиксированным движением.
Хлопали немножко. Да!
Это «Да» малыш только подговаривает, но вместе со взрослым и в нужном месте текста. Порадуемся, что наш малыш принял участие не только в совместной игре и выполнил движения, но и в «пении». «Да!» — один из первых шажков.
Постепенно вы сможете петь, замедляя показ движений, а затем и совсем исключить свой показ. Малыш будет сам выполнять их самостоятельно, вслушиваясь в ваше пение, что очень, очень важно.
Вслед за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т. д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т. д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста. Вот еще один шажок к совместному участию в пении.
Вот наш Бобик, славный пес. Ав! Ав!
Белый лобик черный нос. Ав! Ав!
Бобик, Бобик лапку дай. Ав! Ав!
Сядь на коврик и не лай. (грозим пальчиком)
Ребенок не только слушает песенку, но его «Ав!» — посильное участие в пении – уже очень близко к интонации, которую передает в своем голосе мама.
Ещё шажок вперед.
Существует много песенок, в которых есть слоговое пение: «ля-ля», «баю-баю». Например: «Поет, поет моя Танечка» (или мой Вовочка).
Поет, поет моя Танечка,
Поет, поет хорошая,
Хорошая, пригожая.
Поет, поет свою песенку:
Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля! (2 раза).
Мама сидит рядом или держит на коленях малыша и поет. Первое время ребенок вместе с мамой поет «ля-ля», затем, если захочет, «поет» «ля-ля» один. Не захочет один – пойте вместе с ним.
Иногда, войдя в комнату, где играет ребенок, вы услышите, как он «лялякает», «учит» петь игрушечного мишку и т. д. То есть «ля-ля» входит в его игру и потихоньку входит в его жизнь.
Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни – целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети. Если вы знаете, что это по силам другому малышу, а ваш не справляется, это не говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у вашего ребенка. Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие вашего малыша и то, как вы сами воспитываете его.
Если малыш уделяет огромное внимание музыкальным игрушкам, значит нужно приобрести детский синтезатор, металлофон, записать детские песенки на диски, и каждый день включать по 15-20 минут. Повторять слова и мелодию песен. Пение без оригинала хорошо развивает слух, главное, при этом контролировать ошибки ребенка. Проигрывать на музыкальном инструменте легкие мелодии типа ля-ля-ля и просить малыша их повторять. В такую игру могут играть и взрослые и дети, чередуясь по строкам или слогам. Полезно проговаривать скороговорки, такой элемент прекрасно развивает дикцию. Эффективно учить с ребенком стихи, читая их выразительно, с интонацией
Заниматься с ребенком нужно систематически, голосовой аппарат у них еще не полностью развился, а потому им не всегда легко воспроизвести услышанное. Чем чаще Вы будете проговаривать с ребенком слова песни или скороговорки, тем лучше он будет осваивать науку обучения пению. Следовательно, петь всем вместе, дети любят повторять все за взрослыми, а тем более за папой и мамой. Пусть это будет семейный хор, а вместе, как известно, можно все беды преодолеть. Пением нужно заинтересовать малыша, вызвать у него желание заниматься музыкой. Для этого существует ряд музыкальных игрушек, которые помогут Вашему чаду определиться, хочет он идти в ногу с музыкой или нет. Слова первых песен должны быть простыми, легкими, чтобы их было удобно и занятно выговаривать. Все дети индивидуальные, кто-то начинает говорить и петь раньше, а кто-то позже. Заставлять насильно ребенка петь категорически запрещено. Только любовь терпение родителей способны творить чудеса. Каждому ребенку нужно дать возможность открыть свой потенциал, получится или нет - время покажет.
Артикуляционная гимнастика
Одной из важных составляющих музыкальной подготовки является артикуляционная гимнастика. Упражнения по развитию артикуляции обязательно понравятся ребёнку — ведь они дают ему возможность на 10-15 минут стать «маленькой обезьянкой» — покривляться, высовывая язык надувая щёчки, цокать язычком, изображая лошадку.
Что включает в себя артикуляционная гимнастика:
Упражнения, в которых задействован язык:
Кусаем кончик языка, учимся высовывать весь язык вперёд и убираем его внутрь;
Проводим языком между губами и зубами, имитируя «чистку» зубов;
Цокаем как лошадка, при этом отслеживая объём рта. Если объём небольшой и язык практически упирается в нёбо, цоканье получается низким – это скачет большая лошадка. Если язычок упирается в нёбо рядом с передними зубами, звук получается более высокий, звонкий – это скачет маленькая лошадка, пони.
Упражнения, в которых задействованы губы:
Мелко кусаем зубками верхнюю и нижнюю губу поочерёдно;
Оттопыриваем нижнюю губу (имитируя обиду, приоткрываем рот, поднимаем верхнюю губу, улыбаемся, имитируя радость
Учимся петь, играя
Упражнения, развивающие вокальные способности детей, должны обязательно включать в себя элементы игры, заставлять работать фантазию ребёнка. Тогда в дальнейшем дети полюбят эти задания и будет выполнять их с удовольствием.
Поем, используя пластические и образные жесты
Детям дошкольного возраста легче всего выражать эмоции через движение тела. Когда дошкольник поёт и двигается, имитируя своими движениями героев и события, происходящие в песне, то он гораздо легче запоминает текст и мелодию песни.
Поставьте малышу его любимую детскую песенку, и попросите не только подпевать, но и показать движениями и жестами её главных героев, события, о которых поётся в песне. Важно, чтобы эти упражнения давали ребёнку возможность максимально выразить себя, чтобы он, не стесняясь, имитировал звуки, которые издают животные или герои песни, свободно двигался, совершал необходимые движения руками и телом. Именно движения руками позволяют осуществлять более «осмысленные» музыкальные действия, лучше выразить себя время музицирования.
Подскажите юному певцу, что во время пения низких звуков уместно двигать руками ниже, а когда звуки становятся высокими, то выше поднимаются и его ручки, как бы «следуя» за тембром его голоса.
Поем гласные звуки
Во время пения обращайте внимание на то, как поются те или иные звуки. Научите ребёнка петь ряд гласных «ааааууооыы», «уууооооаа» плавно, не делая границы между звуками. Следите за работой губ и гортани во время пения. Губы должны быть приоткрыты и находиться в состоянии «полуулыбки», при этом гортань поднимается, и образующие звуки получаются лёгкими и звонкими.
На вопрос как научить ребенка петь, простого ответа быть не может, ведь это целый комплекс мероприятий.
Ребёнок лучше всего усваивать новый материал визуально. Он хорошо повторяет то, что ему показывают взрослые. Поэтому родители должны сначала сами показать, как правильно петь, а потом предложить попробовать повторить ребёнку. Закрепит результат многократное повторение, но когда крохе оно наскучит, лучше сразу отложить занятие иначе не избежать негативных эмоций.
Пение должно приносить ребёнку удовольствие. Поэтому следует выбирать тот материал, который чаду по душе. Это песенки, звучащие в любимых мультфильмах и детских телепередачах.
В движении песня заучивается лучше. Дети очень активны, они любят двигаться, поэтому разучивать песенку лучше всего в движениях, например, вместе с танцами. Мышечная память лучше всего закрепить выученные слова и мелодию
Нужно чередовать упражнения, не зацикливаясь на одних. Малыши не могут долго концентрировать внимание на одном, их восприятие быстро переключается
Не быть строгими. Излишняя строгость может привести только к негативным ассоциациям с музыкой и навсегда отбить охоту петь. Ведь часто бывает, что те дети, которых родители заставляли насильно ходить в музыкальную школу в детстве, потом ненавидели музыку всю жизнь
Нельзя долго и громко петь. У детей связки слабые и не окрепшие. Громкое и долгое пение может их повредить. Так же не рекомендуется долгое по времени пение. Обязательно нужны небольшие перерывы, чтобы голосовой аппарат смог восстановиться и получить необходимый отдых.
Еще пару советов:
1. Выберите простую песенку, которая нравится вам и малышу, и пойте ее, но не сидя на одном месте, а активно. Например, изображая то, о чем поется.
2. Предложите спеть в рупор. Возьмите простой лист бумаги и скрутите его в трубочку — это и будет ваш рупор.
3. Чтобы запомнить песенку не обязательно повторять ее по 10 раз, тем более, ребенок не захочет этого делать. Лучше пусть эту песенку сначала «споет» зайчик, потом кукла, а после нее медвежонок, причем именно их голосами — медвежонок басом, зайчик — тоненьким голосом.
4. Можно петь «под книжку», в которой есть тексты песен, ноты, маленькие клавиши и даже звучит фонограмма каждой мелодии.
Такие музыкальные сборники продают в книжных магазинах.
Приложите усилия и ваш малыш запоёт!
Придерживаясь этих не трудных советов, можно привить малышу любовь к музыке и научить его великолепному пению. И кто знает, может в будущем это сыграет хорошую службу и откроет дверь в мир большой профессиональной музыки.
Самое важное для родителей в приучении крохи к музыке – это желание и упорство. Не стоит бросать это дело, если у малыша вначале не очень хорошо получается или нет желания. Следует чередовать разные упражнения, делать так, чтобы заинтересовать ребёнка. Только в этом случае можно прийти к успеху. Через несколько месяцев занятий в домашних условиях, малыш сможет красиво петь не трудные детские композиции.