Папки-передвижки

Консультация для родителей «Как научить дошкольника ждать»

Юлия Крымова
Консультация для родителей «Как научить дошкольника ждать»
▼ Скачать + Заказать документы

Как научить дошкольника ждать

Консультация для родителей

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы обнаруживаем, что даже недолгое ожидание дается им с трудом. Родители дошкольников часто жалуются на то, что ребенок не может спокойно посидеть 10 минут, не переносят ожидания в общественных местах: транспорте, в поликлинике, в очереди в кассу торговых центров и пр. Особые трудности возникают в путешествиях, связанных с поездками на поезде или перелетами.

Публикация «Консультация для родителей „Как научить дошкольника ждать“» размещена в разделах

Почему это происходит? В этом возрасте возбуждение нервной системы преобладает над процессом торможения. Некоторые дети имеют неврологическую симптоматику, отчего они легко перевозбуждаются и истощаются. Следует признать, что ожидание для ребенка и 4-х и 6-ти лет в определенной мере стрессовая ситуация. В этом ожидании возникает напряжение, ребенок ждет, не понимая, когда же это произойдет, так как он слабо ориентируется во времени – для него 2 минут, 10 минут или час почти одинаковые величины. Даже небольшой отрезок времени для ребенка тянется бесконечно, ребенок не знает, чем себя занять и что можно сделать. И чем дольше ребенку приходиться ждать, тем сильнее он ощущает стресс.

Ожидание для ребенка в связи со стрессом вызывает дискомфорт – неприятные психологические и физические ощущения. Часто они оказываются либо в ограниченном пространстве, в условиях сенсорного дефицита, а также дефицита движения, либо в ситуации избытка сенсорных ощущений в большом пространстве, но невозможности свободно его исследовать из-за родительского запрета и соблюдения безопасности (торговые залы, музеи, вокзалы и пр.). Постепенно дети испытывают нарастающее беспокойство, которое требует выхода.

В связи с этим в ситуации любого, но особенно долгого ожидания, дошкольник склонен вести себя определенным образом. Одни дети в ожидании начинают возбужденно бегать, хватать вещи, стучать, топать и пр., другие – ноют, хнычут, капризничают, повторяют одни и те же фразы до плача. Родители на это реагируют самыми разными способами, тоже не всегда адекватными: одергивают, делают замечания, кричат, пытаются раздраженно убеждать; другие пытаются успокоить, найти занятие (таких меньше, а третьи вообще не обращают внимания на детей, уходя в гаджеты, разговоры с другими взрослыми, в собственные мысли.

Как правило, профессиональные воспитатели, зная возрастные особенности дошкольников, либо не допускают долгих ожиданий, либо решают проблемы с вынужденным ожиданием игровыми способами, переключая внимание детей или включая их в интересное занятие или игру. А вот жалобы родителей показывают, что они стараются избегать таких ситуаций, они им неприятны, поэтом перестают брать детей с собой в те места, где им придется ждать. Однако полностью ситуаций ожидания родителям избежать не удается, что вызывает определенные сложности в детско-родительских отношениях.

Мы видим здесь две педагогические проблемы:

1 – родители, избегая ситуаций ожидания для детей, фактически не имеют возможности учить их важным социальным навыкам и воспитывать важные качества – выдержку, способность находить себе занятие, коммуникативные навыки;

2 – родители не знают возрастных особенностей дошкольников, поэтому не умеют правильно организовать вынужденное ожидание своих детей.

В связи с этим нами разработана консультация для родителей дошкольников «Как научить ребенка ожиданию». Важной частью консультации является информирование родителей о возрастных психологических особенностях дошкольников и о том, как они воспринимают ожидание, с точки зрения детской психологии. Ждать – это проявлять способность к регуляции собственной деятельности, поведения, эмоций, самоконтролю. У дошкольника эти способности пока еще не сформированы, ребенок только начинает их осваивать.

Кроме того, представления о времени у ребенка также не сформированы, они требуют конкретной привязки. Чувство времени у детей не развито. Такие фразы, как: «скоро», «еще немного», «через час или полтора часа», «минут двадцать» ребенку ни о чем не говорят. Ребенок не знает, когда наступает «потом», поэтому время для него – это практически вечность. Нервная система ребенка, в силу возраста, недостаточно устойчива, процессы саморегуляции на стадии формирования предпосылок.

Родителям важно понимать, что ребенок – существо действующее и в основном играющее. И если эти потребности невозможно реализовать, включаются компенсаторные механизмы, ведущие к разрядке: слезы, плач, крик, беспорядочные действия, бег, поиск разрядки и отвлечения.

В качестве рекомендаций мы предлагаем родителям следующее :

1. Психологически поддерживать своего ребенка.

Нужно показать, что вы понимаете ребенка, его чувства (устал и не хочет ждать очереди к врачу; в торговом центре так много всего интересного, и все хочется купить и пр.). В этих ситуациях важно назвать ребенку то чувство, которое его переполняет, объяснить его, начать сопереживать ребенку. Когда вы разделяете эмоции с ребенком, понимаете и принимаете их, от этого ему становится легче. Попросите малыша рассказать, что он испытывает, и поделитесь своими переживаниями. Главная задача родителя, когда ребенок ждет, – помочь ему разными способами пережить дискомфорт (а иногда и стресс). Не стоит ждать от ребенка невозможного, поэтому ожидание надо скрасить не бесполезными запретами и замечаниями, а чтением интересной книжки, сказки, рассказами о том, что вокруг, словесными играми, играми-упражнениями «Солдат на посту», «Разведчик» и пр.

2. Прием визуализации.

Время для ребенка не имеет конкретики, поэтому переводите ожидание в понятные для ребенка категории. Для этого можно показать стрелки на часах, и куда, до каких цифр они доберутся, когда пройдет полчаса. Можно понаблюдать, как движется тенью от дерева, другого объекта. Можно брать с собой песочные часы. Если родитель и ребенок стоят в очереди визуализация – это наблюдение за тем, как она движется, если ребенок считает, можно ввести счет. Если нет – развиваем наблюдательность: сначала пройдет мама девочки в белом платье, потом бабушка с мальчиком, который держит машинку, а потом придет и наше время зайти к врачу.

Способность определять время можно развивать и дома, акцентируя его внимание на таймере микроволновки или духовки. Можно по часам засекать время пути от детского сада до дома или парка. Интересно определять длительность мультфильмов или детских передач, время прочтения сказки, используя ручные, настенные или песочные часы.

3. Учите ребенка «сокращать» (уменьшать) время.

Время – это, конечно, объективная единица, но психологически оно воспринимается по-разному. Например, время в движении на детской площадке проходит быстро, а время, когда ребенок пишет палочки или раскрашивает картинку, идет медленнее. Ощущение времени наглядно в зоопарке: наблюдая за обезьянками и черепахами по 10 минут, можно сделать вывод: наблюдение за обезьянками быстротечно, а за черепахами кажется долгим. Поэтому ожидание уменьшится, если заняться быстрым и радостным делом.

4. Предложите поиграть.

Ждать – для ребенка означает «скучно». Если ожидание затягивается или очередь двигается недостаточно быстро, можно поиграть с ребенком в разные игры, прежде всего словесные. Можно организовать поиск, тогда ребенок получает роль Главного наблюдателя (хорошо, если вы захватили с собой портативную лупу). Предложите ребенку поискать предметы только красного цвета, найти 10 изображений определенного предмета, придумать, чем может быть палка, доска, помпон от шапки. Договоритесь посчитать, кто больше всего найдет: окон, дверей, стульев, детей, мужчин, женщин и т. п. Направляйте активность. Детям сложно долгое время сидеть или стоять неподвижно. Придумайте безопасные подвижные игры (упражнения, которые не приведут к разрушению всего вокруг. Это могут быть приседания или подпрыгивания на месте, взмахи руками. В общественных помещениях можно предложить походить по коридору. В транспорте – поднимать руки вверх. Ребенок получает необходимую разрядку.

Еще детям нравится фантазировать. Поэтому предложите ребенку придумать историю о любимой игрушке или девочке, стоящей у окна, или о мальчике, который бегает и кричит. Попробуйте спланировать предстоящую прогулку или чей-то день рождения.

5. Ожидание для ребенка должно подкрепляться мотивацией.

То есть надо обещать ребенку в конце что-то приятное. Если дождались поезда – приятный момент – встретили папу из командировки. После ожидания очереди к врачу пойдем есть пирожные или мороженое. Ожидание чего-то приятного (не обязательно сладости) хорошо мотивирует правильное поведение дошкольника.

6. Пример взрослого или других детей.

Родители – это значимое лицо для ребенка, поэтому дети берут пример с родителей. Готовясь к длительному ожиданию в поездке, вы берете книгу, журнал, кроссворд, необходимую еду, общаетесь с соседями по купе. Так вы приучаете ребенка вести подобным образом – взять свои игрушки, раскраски, подготовить себе занятия. Если в очереди родители сами беспокойны, тратят время на возмущение, выискивание виновных вместо нормального распределения своего времени дети будут вести себя так же.

Особенно важно подготовиться с ребенком в длительное путешествие. Совместно с ним взять все, что может быть ему интересным (книжки, игрушки, головоломки). Также возьмите с собой еду и воду. Это предостережет вас от возможного нытья ребенка. Разучите с ребенком словесные игры, научите играть в крестики-нолики или морской бой. Вспомните игры и занятия из своего детства.

7. Хвалите ребенка за терпение.

Отмечайте, когда ребенок может ждать более длительное время. Хвалите за любое увеличение времени. Хвалите ребенка за любой момент, когда он услышал ваши советы и предостережения, за то, что послушался. Установите личный рекорд ребенка по ожиданию и расскажите об этом близким. Можно создать награду – съедобную или своими руками.

8. Используйте примеры как хорошего, так и плохого поведения.

Их можно взять из книг, мультфильмов или из окружающей жизни. В ситуации ожидания обращайте внимание на то, как ведут себя, ожидая, другие дети вокруг. Предложите описать их поведение и оценить. Полезно рассказать ребенку о тех чувствах, которые вы испытываете, когда ребенок ведет себя хорошо (спокоен, чем-то занят, спрашивает и предлагает) – гордость, удовольствие, желание рассказать другим родственникам. Аналогично поговорите о чувствах родителей, когда ребенок ведет себя плохо (бегает, задевает других, нарушает порядок, ноет). Им неудобно, стыдно, неприятно. Попросите ребенка вести себя так, чтобы вы им гордились, чувствовали к нему уважение.

9. Необходимо следить за состоянием ребенка в ожидании.

Важно почувствовать ухудшение состояния ребенка (побледнел, покраснел, выступил пот, клонит в сон). Замечайте, когда ребенок начал истощаться и дошел до пределов своего терпения. В этом случае дайте воды, выйдите на свежий воздух, отвлеките внимание ребенка на что-то интересное, необычное, переключите на другой вид деятельности.

10. В ситуации ожидания обратите внимание на все потенциально опасные предметы, детали, места (стоп-кран, ручки для открытия окон и дверей, краны с горячей водой, батареи, замки, опасные двери, открытые окна). Скажите ребенку, что как только звучит «Стоп!», надо быстро подойти к маме. Можно вместе с ребенком нарисовать знаки соблюдения безопасности, которые помогут другим детям в этом пространстве.

Проблемы с трудностями ожидания уходят сами собой по мере роста и взросления ребенка. Но это не означает, что нужно просто ждать и не развивать нужные компетенции у вашего ребенка.

Помните! Умение ждать, терпение, выдержка – важные черты успешной личности. Терпеливый и выдержанный человек многого добивается в жизни. Умение держать паузу имеет большое значение для воспитания характера. Все эти важные черты закладываются в детстве под влиянием родителей, которые знают, как помочь ребенку в трудных ситуациях ожидания.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Что значит выражение «Ждать у моря погоды» и чем можно заняться в это время»Консультация для педагогов и родителей «Что значит выражение «Ждать у моря погоды» и чем можно заняться в это время» Наверное, многие из вас слышали такое выражение: «Ждать у моря погоды». Что же оно значит? Откуда взялось? Почему именно у моря, а не,.

Консультация для родителей «Как научить ребенка убирать игрушки»Консультация для родителей «Как научить ребенка убирать игрушки» Замечали ли вы,что после игры ваш малыш оставляет игрушки разбросанными по всей комнате,а то и по квартире?Приучать ребенка к уборке своих.

Консультация для родителей «Как научить детей читать?»Консультация для родителей «Как научить детей читать?» Доброе время суток, уважаемые коллеги! Приглашаю на свою консультацию для родителей по обучению чтению детей. Все родители хотят, чтобы.

Консультация для родителей «Как научить детей играть вместе»Консультация для родителей «Как научить детей играть вместе» Игра является универсальным помощником родителей. Наблюдая за играющим ребенком, можно многое узнать о его характере и при необходимости.

Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?»Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?» В процессе взросления каждый ребёнок проходит через череду кризисов. Первый кризис наступает в возрасте 2-3лет. Родители могут наблюдать.

Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться»Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться» Сложности с одеванием ребенка возникают, в каждой семье. Причины могут быть разными: от естественного неумения одеваться у малыша или.

Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить красиво» Воспитатель: Дорман Елена Александровна. Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Идет естественный и активный процесс.

Консультация для родителей «Как научить ребенка любить театр»Консультация для родителей «Как научить ребенка любить театр» Когда знакомить ребенка с миром театра определяют сами родители,музыка,зрелищное представление и сама атмосфера театра это всегда семейное.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка справляться с трудностями» Если рассматривать детей одного возраста, можно увидеть, что дети все разные. У них разный уровень развития. Что одним детям даётся легко,.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка завязывать шнурки» Дошкольников сложно научить завязывать шнурки. Особенно сложно научить тех детей, у которых слабо развита мелкая моторика рук. Но учить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как научить дошкольника ждать»
Опубликовано: 17 июня 2023 в 15:38
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Как научить дошкольника ждать»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Крымова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД