Рамиля
Как наладить детско-родительские отношения
▼ Скачать + Заказать документы
В системе детско-родительских отношений семья является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения.
Семья для маленького ребенка – это мир, в котором он живёт, действует, делает открытия. Учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, он вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо жизнерадостным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Публикация «Как наладить детско-родительские отношения» размещена в разделах
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.
Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно.
Рассмотрим стили воспитания детей в семьях: авторитарный, либеральный, индифферентный, авторитетный демократический.
Авторитарный стиль. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны.
Либеральный стиль. Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми, слишком высоко ценят своего ребёнка. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентаций поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, страх реальной деятельности и достижений.
Индифферентный. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому.
Авторитетный. Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. Активно общаются с детьми, признают и поощряют автономию детей, допускают изменению своих требований в разумных пределах. Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.
Демократический стиль. Демократические родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности, нравственности и желания воспитать их такими, какими являются сами родители.
Рекомендации родителям по гармонизации детско-родительских отношений
1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении
2. Оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры»
3. Минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?
4. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, чаще улыбайтесь, общайтесь с детьми
5. Не устанавливайте жестких требований, будьте более внимательными, отзывчивыми к своим детям, обсуждайте правила поведения своих детей
6. Радуйтесь успехам ребенка, не раздражайтесь в момент его временных неудач
7. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни
8. Прислушивайтесь к мнению детей, уважайте их позицию
9. Создавайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Помните, дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей в развитии, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Важно знать, когда:
• ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть;
• ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным;
• ребёнок живёт в упрёках – он учится жить с чувством вины;
• ребенок растет в терпимости – он учится понимать других;
• ребенка хвалят – он учится быть благородным:
• ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей;
• ребенка поддерживают – он учится ценить себя;
• ребёнка высмеивают – он учится быть замкнутым;
• ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом.