Ольга Перелигина
Как найти подход к ребенку. Детские темпераменты
▼ Скачать + Заказать документы
САНГВИНИК (уравновешенный)
Дети с таким типом темперамента отличаются от других детей активностью уже в раннем возрасте, но движения у них обычно плавные, а не резкие. У таких детей, как правило, живая и одновременно спокойная мимика, речь быстрая и громкая. Сангвиник отличается довольно спокойным и ровным характером, не страдает от резких смен настроения. Легко засыпает и просыпается в отличном настроении.
Публикация «Как найти подход к ребенку, Детские темпераменты» размещена в разделах
Дети-сангвиники с удовольствием играют и в подвижные, и в спокойные игры, они способны легко переключаться с одних видов деятельности на другие. Их легко заинтересовать чем-то новым, неизвестным. Они зажигают всех около себя энергией и движением, не держат долго зла на обидчиков.
Дети-сангвиники обычно послушны и покладисты, но им часто не хватает критического взгляда на вещи. Они смотрят на мир в розовых очках и плохо отстаивают свое мнение. Сангвиники быстро сходятся со сверстниками, находят друзей в любой компании, прекрасно адаптируются в незнакомом месте, хорошо усваивают новую информацию. Но у них есть склонность часто менять друзей.
Сангвиник одинаково хорошо руководит и подчиняется, поэтому может стать как лидером в группе, так и подчиняться. Они обычно не принимают обиды близко к сердцу, незлопамятны. Быстро привязываются к людям, но так же быстро охладевают к ним.
Сангвиник – увлекающаяся натура и обычно смотрит на мир с оптимизмом, но его настроение и чувства не остаются постоянными надолго.
Узнали своего ребенка? Как себя вести с ребенком-сангвиником?
• Стремиться выработать у ребенка устойчивые интересы к чему-либо;
• Учить терпению, упорству, тому, что надо доводить любое дело до конца;
• Как можно больше поощрять за нравственные поступки;
• Искоренять небрежность при выполнении заданий;
• Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника могут иметь оборотную сторону и стать источником легкомыслия и непостоянства в будущем.
ХОЛЕРИК (легковозбудимый)
Дети-холерики обладают повышенной возбудимостью и неуравновешенностью поведения. Они на все реагируют очень бурно и, впав в раздражение, долго не успокаиваются. Протестовать с криком и плачем против того, что им не нравится, такие дети могут часами. Они постоянно держат родителей в напряжении.
У них выразительная мимика, движения резкие, речь быстрая и громкая. Им не хватает самообладания, терпения, они легко могут вспылить из-за пустяка.
Холерики неутомимые, бесстрашные, шумные и задиристые дети, которые часто вступают в конфликты. Нетерпеливы, хотят добиваться желаемого сразу, не умеют сдерживать свои желания, ждать.
Дети-холерики легко увлекаются каким-то делом, но оно им так же быстро надоедает. У них острый ум, они на лету усваивают новую информацию, но из-за неусидчивости также легко ее забывают. Не выносят однообразия и крайне неусидчивы. Детям-холерикам бывает трудно заснуть вечером, т. к. они часто переутомляются, спят беспокойно, но утром быстро просыпаются и сразу включаются в обычный ритм жизни.
Холерики не умеют играть в игры, где требуются концентрация внимания и усидчивость. Обязательно нужно давать выход бурлящей в них энергии. Холерики страдают от несдержанности, и умение владеть собой приходит к ним только с возрастом.
Узнали своего ребенка? Как себя вести с ребенком-холериком?
• Замедлять темп действий разными «препятствиями»; гасить любую агрессивность;
• Направлять энергию на нужные, полезные дела;
• Учить обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил;
• Воспитывать настойчивость и сдержанность, показать на примере, как надо обладать собой, чтобы не вспылить;
• Подбирать спокойные игры, предполагающие максимум внимания и минимум эмоций.
• Учить вежливости с помощью требований, а не уговоров.
МЕЛАНХОЛИК (слабый)
Ребенок-меланхолик отличается высокой эмоциональной чувствительностью и ранимостью. Это остро на все реагирующий, тонко чувствующий, отзывчивый, деликатный и чуткий ребенок. Такие дети редко отличаются сильным и твердым характером. Они, как правило, неуверенно двигаются, тихо, но выразительно говорят. Дети-меланхолики часто страдают от усталости и переутомления. Такие дети долго засыпают, любят поспать и не любят рано вставать. Меланхоликам нужна комфортная домашняя обстановка, где их окружали бы забота и любовь.
Замкнутые и нерешительные, они с трудом приспосабливаются к переменам. И в детстве, и во взрослом возрасте меланхолики предпочитают спокойные, не требующие усиленных движений занятия. Меланхолики не любят громких звуков, шумных игр.
Им не хватает уверенности в себе, они трудно переносят промахи и неудачи, расстраиваются и переживают из-за них. Избегают публичных выступлений, часто внушаемы, склонны к пессимистичным оценкам. Новую информацию усваивают с трудом, все время отвлекаются, быстро устают.
Ребенок-меланхолик переживает любую мелочь глубоко и подолгу. Чувствуя негативное отношение к себе, ребенок-меланхолик еще больше замыкается, а его и без того низкая самооценка ухудшится. Они долго помнят обиды и неудачи.
На формирование умений и навыков у таких детей уходит много времени. Но если уж они сформировались, то обязательно будут прочными, устойчивыми.
Узнали своего ребенка? Как себя вести с ребенком-меланхоликом?
• Стараться поддерживать, одобрять, быть ласковее и мягче;
• Учить преодолевать застенчивость и робость, искореняя неуверенность в себе;
• Помогать избавиться от постоянного чувства страха; ни в коем случае не запугивать;
• Стараться вызывать как можно больше положительных эмоций, гася отрицательные;
• Не требовать от ребенка того, что для него невыполнимо;
• Нацеливать лишь на посильные занятия и помогать их вовремя исполнить.
ФЛЕГМАТИК (медлительный)
Флегматический темперамент один из наиболее сложных типов организации личности. Такой ребенок много спит, а проснувшись, лежит спокойно, редко плачет или смеется. У них невыразительная мимика, движения флегматиков плавные и медлительные, говорят они тоже медленно, делая паузы между словами и предложениями.
Все порученные дела ребенок-флегматик доводит до конца, но вот торопить его не нужно. От критики и упреков флегматик впадает в еще большую задумчивость и медлительность, переходит в заторможенное состояние и вообще перестает на что-либо реагировать.
Самостоятельно ребенок-флегматик никогда не проявит активности: он может часами сидеть в углу, занимаясь с любимыми игрушками, не беспокоя родителей. Этот ребенок любит играть в спокойные игры, где нужны аккуратность, усидчивость.
Ребенок-флегматик – терпеливый, выдержанный, выносливый, хорошо владеет собой, поэтому настроение у него меняется медленно. Поведение его устойчиво – трудно вывести из себя. Новую информацию флегматик усваивает медленно, но зато навсегда. Он малообщителен, малоэмоционален, сходится с людьми тяжело.
Узнали своего ребенка? Как себя вести с ребенком-флегматиком?
• Пытаться выработать самостоятельность и инициативность;
• Не ругать ребенка за медлительность, применять игровую деятельность там, где требуется быстрота реакции (но в разумных пределах);
• Учить полнее выражать эмоции и чувства;
• Стараться привить навыки общения и развивать коммуникабельность;
• Пробуждать сообразительность и воображение, почаще фантазировать вместе с ребенком;
• Следить за тем, чтобы ребенок меньше был инертным, вялым, «тормошить» его, иначе вялость может превратиться в леность, а ровность чувств – в их скудость.