Елена Лыкова
Как мы общаемся с ребенком
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительный мир детства дошкольника, и не потому, что это беззаботное время, как кажется взрослым. Нет, это возраст, когда малыш живет в мире чудес и воспринимает их как радостное, веселое и совершенно естественное явление.
Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.
Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами.
Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может.
Публикация «Как мы общаемся с ребенком» размещена в разделах
Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение.
Личность человека формируется в общении: это и передача знаний о мире, передача умений, навыков; развитие эмоционально-волевой сферы.
Когда родители разговаривают со своими детьми, они передают им нечто гораздо большее, чем просто слова, предложения и правила синтаксиса. Они демонстрируют, как нужно выражать свои мысли и обмениваться идеями с другими.
Наблюдая за взаимоотношениями ребёнка и родителей во время общения выделяются директивы – скрытые высказывания, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребёнок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно – собственным чувством вины перед родителем, давшим такую директиву.
Высказывания:
• «Глаза бы мои на тебя не глядели»
• «Мне не нужен такой плохой мальчик».
Директива: «Не живи».
Высказывания:
• «Что ты ведёшь себя как маленький!»
• «Пора стать самостоятельнее»;
• «Ты уже не ребёнок, чтобы…»
Директива: «Не будь ребёнком».
Высказывания:
• «Ты ещё мал, чтобы…»
• «Мама тебя никогда не бросит»;
• «Не торопись взрослеть».
Директива: «Не расти».
Высказывания:
• «Не рассуждай, а делай то, что говорю»;
• «Не умничай».
Высказывания:
• «Как тебе не стыдно бояться…»
• «Как ты смеешь злиться на …»
Директива «Не чувствуй»
Высказывания:
• «Дай я сам, у тебя всё равно ничего не получится».
Директива: «Не достигай успеха».
Высказывания:
• «Будь как все».
• «Не высовывайся, не выделяйся».
Директива: «Не будь лидером».
Высказывания:
• «Ты ведь у меня не такой как все».
Директива: «Не принадлежи»
Высказывания:
• «Кроме меня, ты никому не нужен».
Директива: «Не доверяй, не будь близким».
Высказывание:
•«Не делай сам–это опасно, за тебя буду делать я»
• «Не делай сам, подожди меня»
Директива: «Не делай сам»
Высказывания:
• «Почему Саша может, а ты нет?»
• «Смотри, как делает (тот-то…»;
Директива: «Не будь самим собой».
Таким образом, поведение родителей бессознательно отражает их воспитательные установки, которые можно зафиксировать, наблюдая за их действиями.
Радуйтесь вашему сыну, дочке.
Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая.
Установите четкие и определенные требования к ребенку.
В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
Говорите четко, ясно!
Будьте терпеливы.
Сначала спрашивайте «Что», а затем «Зачем?» и «Почему?».
Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.
Чаще хвалите ребенка.
Будьте примером для ребенка.