Марина Копьева
Конспект НОД по экологической культуре в старшей группе «Как много интересного бывает зимой»
▼ Скачать
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологической культуре
Тема: «Как много интересного бывает зимой».
Подготовила:
Копьева Марина Сергеевна,
воспитатель
г. Ижевск, 2023
Цель: формирование обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.
Вид занятия: занятие – прогулка.
Задачи:
Образовательная:
Публикация «Конспект НОД по экологической культуре в старшей группе „Как много интересного бывает зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе; формировать умение строить связанные высказывания;
закреплять знания о зимних месяцах;
закрепить представления о птицах в лесу через проблемную ситуацию;
Развивающая:
развивать речь детей, познавательную активность, развивать творческую фантазию и воображение детей.
развивать умение детей давать развернутые ответы.
Воспитательная:
воспитывать интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Методы: словесные, наглядные, игровые, практические.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная, двигательная.
Средства обучения, материал: презентация, наглядный материал картинки «Птицы», макеты ёлок, клей, салфетки, снежинки.
Ход занятия
Сегодня к нам пришли гости: Давайте поздороваемся с ними.
Дети: Доброе утро!
1. Организационный момент.
Утренний круг
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!", друзья
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день"
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнется.
- Доброе утро!
Дети: ДОБРОЕ УТРО! (улыбаются).
- Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Воспитатель читает стихотворение И. З. Сурикова "Белый снег пушистый…"
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И наутро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес – что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно.
- Ребята, о каком времени года идет речь в стихотворении?
-Почему вы так решили?
2. Основная часть
-Правильно! Зима - это волшебное время года. Ребята, вы рады зиме?
- Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы.
-Какой первый зимний месяц? (декабрь)
- За декабрем какой месяц? (январь)
- Какой по счету месяц январь? (второй)
- А какой же последний месяц зимы? (февраль) Какой он по счету? (третий)
Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы. Чем зима отличается от других времен года?
- Ребята, что можно делать зимой? (можно слепить снеговика, играть в снежки, кататься на ледянках.)
- А еще зимой полезны прогулки на свежем морозном воздухе. Вот бы сейчас отправиться в зимний лес на прогулку. Вы бы хотели?
- Ой, ребята, кажется нам пришла электронная почта. Давайте посмотрим, кто нам ее прислал. (Слайд 1)
Письмо от феи зимнего леса. (Телевизор). (Слайд 2)
(«Дорогие, дети! Я фея зимнего леса. Приглашаю вас на веселую прогулку. Сейчас в лесу очень холодно, зима засыпала снегом деревья, занесла сугробами все лесные тропинки. Лес спит под белым пуховым одеялом. Но лесных жителей не пугает ни снег, ни мороз. Вы хотите узнать, как живут в зимнем лесу птицы?»)
- Ребята, готовы ли вы отправиться сегодня в зимний лес?
- Посмотрите на свою одежду, разве так можно идти? Почему?
Давайте тогда оденем теплую одежду и отправимся в лес.
Физкультминутка
Что-то стало холодать,
Нужно шапку надевать.
И на обе наши ножки
Обуть теплые сапожки.
Шубку, варежки надели
И бежим гулять скорее.
Подходят к столу с деревьями.
- Ребята посмотрите вот мы и прибежали в зимний лес. А какие деревья нас с вами встречают? (Ёлки).
- Молодцы! А что интересного вы знаете про ёлку?
Зимой и летом одним цветом.
Ёлка украшает дом на Новый год.
- О, как много интересно вы знаете!
- Посмотрите, а фея для нас приготовила задание: головоломку. Как вы думаете, что нам нужно сделать?
Дидактическая игра "Собери головоломку".
Ребенок должен расположить соты так, чтобы одинаковые ёлочки стояли рядом.
- Посмотрите, какой красивый лес у нас получился. А кто мне скажет, как называется лес, в котором растут только Ели. (Еловый). (Слайд 3)
- Молодцы! А каких жителей леса вы слышите сейчас? (Птиц)
- Подойдем поближе, посмотрим.
- Посмотрите, сколько много птичек. А вам они знакомы? (Плакат с птицами).
- А кто мне скажет, как называют птиц, которые остались встречать зиму вместе с нами? (зимующие)
- Фея предлагает нам поиграть.
Дидактическая игра
Игра "Зимующие птицы".
Дети выбирают зимующих птиц.
- Посмотрите, какие они красивые. А кто у меня внимательный и скажет: птицы в лесу все одинаковы. Чем они отличаются? (Клюв, окрас, крылья, хвосты).
- Ребята, как вы думаете хорошо ли птицам зимой в лесу? (проблемный вопрос)
- Что едят птицы?
- А как мы можем им помочь?
- Ребята, я впереди вижу необычное дерево. Давайте подойдем к нему поближе.
- Посмотрите, какое необычное дерево. А что на нем не хватает? (Снежинок).
- А зачем на деревьях снег? (Если дерево промёрзнет всё насквозь, до самой середины, оно умрёт. Самое лучшая защита от морозов – пушистое снежное покрывало. Поэтому если снега много - это хорошо, тепло деревьям, а если мало- замерзнут наши деревья).
- Видимо у зимней феи много хлопот, что она пропустила это дерево. Давайте, мы с вами поможем ей.
- Как мы сможем окутать дерево в снежинки? (Решить примеры).
Перед тем как приступить к заданию давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика "Пришла зима"
Пришла зима. Развести руки в стороны, показывая вокруг себя
Стало холодно. Обхватить руками себя за плечи и поежиться
Ударили морозы. Стукнуть правым кулаком по левой ладони
Реки покрылись льдом Вытянуть руки перед грудью и развести их в разные стороны
Пошел снег. Руки поднять вверх, затем плавными зигзагообразными движениями не спеша, опускать их вниз.
Он падал белыми пушистыми хлопьями на землю, Изобразить сугробы
На дома, Соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась «крыша»
На деревья, Пальцы растопырить, изобразив ветви дерева
На людей. Положить руки себе на голову
Практическая часть:
Дети садятся за столы.
Индивидуальная и коллективная работа детей за столами (клей, салфетка, дерево, снежинки с цифрами на каждого ребенка).
Воспитатель выбирает одного ребенка, который выполняет задание возле доски, остальные ребята – за столами (индивидуально). Потом все вместе проверяют свои ответы. (Слайд 4)
- Молодцы, ребята. Как здорово, что мы все вместе помогли этому дереву.
- Ребята, что-то мы долго с вами гуляем. Как вы думаете не пора ли нам вернуться обратно? Так давайте возвращаться назад в нашу теплую группу.
3. Итог занятия.
- Ребята, а куда сегодня мы с вами ходили на прогулку? (Зимний лес)
- А какую одежду мы с вами надевали? (Теплую). А в группе нам нужна теплая одежда? Давайте ее с вами снимем.
Имитация раздевания (сапожки, шапка, шубка, варежки).
- Кто нас пригласил в зимний лес? (Фея)
- Каких жителей мы встретили в лесу? (Птиц)
- Птицы были непростые, а …зимующие.
- Кому мы помогли в лесу? (Дереву, окутали его в снежинки)
- А теперь я хочу спросить у вас: если вам понравилось сегодняшняя прогулка возьмите снежинку, а кому было немного трудно – снежинку с тучкой.
Мы сегодня с вами хорошо погуляли, а теперь можно и поиграть.