Галия Багаутдинова
Как я знакомлю детей с обычаями, традициями и обрядами башкирского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Начиная работу по ознакомлению с родным краем, с его людьми и с традициями, обычаями, праздниками педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь, он должен подумать, как через что можно показать образ жизни народа.
Публикация «Как я знакомлю детей с обычаями, традициями и обрядами башкирского народа» размещена в разделах
Любой край неповторим. В каждом месте своя природа. Неповторимы люди. Есть свои артисты, поэты, герои обязательно есть люди, которые прославили свой край трудом. Труд в каждой местности тоже разный. Замечательно и неповторимо народное творчество. Каждый край знаменит еще и тем, что здесь живут, жили люди, которые стали известны всей стране. Дети должны знать героев, защищавших от врагов их родной край, Родину.
По ознакомлению с традициями, обычаями опирались на программу Фазлыевой «Уралым - минем тоягем» (Урал - мой край родной»). Руководствуясь программой определила объём и содержание знаний, которыми должны овладеть дошкольники. В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду и также программой по ознакомлению с родным краем, с учетом местных условий планировала весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети в течении года усваивали знания постепенной, в определенной системе.
Всю работу по ознакомлению детей с традициями, обычаями, обрядами связывала с разделами Природа Башкортостана». «О труде людей», «О народах нашего края», «Искусство и народное творчество» и т. д.
Можно ли рассказать детям о праздниках. обрядах, традициях без сообщения им определенных знаний о родном крае?
В процессе ознакомления детей с необходимым материалом создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития: детям предлагала анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чем расскажет или прочтет воспитатель.
Так, например, детей знакомила с трудом колхозников. Они узнали о работе людей разных профессий. В течении года планировала несколько образовательно- образовательных тем. Раскрывающих труд людей родного края. Читали детям рассказы, стихи Д. Юлтый «Хлеб», В. Крупинина «Отцовское поле», Ю. Вакоя «Большие дела маленького Микиня», Я. Купалы «Поле».
Чтение этих художественных произведений воспитывают уважение к труду хлеборобов, бережного отношения к хлебу. Проводила занятие «От зерна до каравая», беседу «Откуда хлеб пришел». Ежегодно проводим праздник урожая, который заканчивается чаепитием, где мамы приносят различные выпечки из башкирской национальной кухни. Это балеш, чак-чак, губадия, очпочмак и др.
Проводила беседу о празднике Сабантуе. Сабантуй по обряду проводили после посева весенних работ и до сенокоса. Готовились с детьми к проведению этого праздника. Учили с детьми башкирские песни и стихи башкирских поэтов. Рассказала детям. Что такое кумыс и бишбармак и как готовят их, провела беседу о народных танцах. О национальной одежде. Рассматривали национальную башкирскую одежду, детали одежды. Дети с интересом слушали сказания о курае. На празднике Сабантуй дети участвовали с желанием. Они соревновались друг с другом в силе и ловкости. Во время праздника проводились народные игры и шутки, пели башкирские песни, плясали. Знакомство детей с куклами Лейсан и Айбулат в национальной одежде мы начинаем в младшей группе. Предлагаем несложные детские игры, такие как «составь узор», «Домино». Дети с удовольствием играют в эти игры, любят играть с куклами в башкирской национальной одежде. Так, через игру начинается знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами башкирского народа с самого младшего дошкольного возраста. В средней группе я проводила занятия «Лепка пиалы», где под мелодию курая дети, как башкирские умельцы, лепят башкирскую посуду. С детьми играем сюжетно-ролевую игру «В гости к Лейсан» или «У Лейсан день рождения».
Продолжаем проводить беседы по ознакомлению с родным краем. Ходили в музей детского сада на экскурсию, где дети знакомились с башкирской утварью. Уже в старшей группе также дети в начале года посещают музей, где мы продолжаем знакомить детей с башкирским бытом, с обычаями. Провели занятия «Государственные символы Башкортостана», «Мой край родной», «Уфа – столица Башкортостана», «Башкортостан – Родина моя» и др. Наши дети очень любят башкирские народные игры.
Так как мы живем в многонациональной республике, то почитаем и традиции других народов. Проводим и русские праздники. Такие, например, как «Масленица», «Коляда» и др.
Работа по ознакомлению детей с родным краем проходит эффективнее, если мы, педагоги, устанавливаем тесную связь с семьей. Необходимость включения семьи в процесс воспитания объясняется наличием особых педагогических возможностей, которые создают благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Родители не только помощники детского сада, а равноправные участники формирования детской личности.
Приступая к работе по программе Фазлыевой по ознакомления с родным краем ознакомили родителей с задачами программы, раскрыли им значение семьи в развитии высших нравственных чувств.
Проводили консультации и беседы с родителями, ознакомили родителей с обычаями, традициями, обрядами нашего народа. Родители активно включились в нашу работу: сшили национальные костюмы куклам Лейсан и Айбулату; устроили конкурс «Лучшее башкирское блюдо», где приняли участие все родители. С помощью родителей создали уже с младшей группы, башкирской уголок «Родина моя –колыбель золотая», сделали альбомы «Родной Башкортостан», «Природный мир Башкортостана».