Евгения Козырева
«Как играть в стихи?» Выступление на педсовете детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Как играть в стихи?
Игры со словами имеют почетную историю – и не случайно в них есть место знанию и догадке, необходимость быть точными не противоречит полету языковой фантазии.
Малыш качался на качели,
Он легкий, как воздушный шар.
Во рту была карамель,
Ворона каркнула: «Кар!»
(Так дети подготовительной группы и воспитатель играли в слова)
Публикация «„Как играть в стихи?“ Выступление на педсовете детского сада» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Русский язык - один из богатейших и выразительных языков мира. Знание русского языка, умение использовать все его богатства, бережное отношение к русскому слову – это долг и обязанность каждого человека, изучающего русский язык.
С рождения ребё нка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемым ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и только в словах, служат целями общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
Овладение ребёнком речью, годы детского языкового творчества – один из наиболее счастливых этапов в жизни человека, звёздный час детства. Мы взрослые должны быть готовы к тому, что в этот период дети талантливее нас в том, что касается языка, и нужно дать ребёнку возможность проявить свой талант в полную силу. Для этого мы, взрослые, тоже должны обладать талантом – талантом умной и внимательной любви к детям. Педагогам и родителям необходимо больше времени уделять общению с детьми, и в воспитательном процессе использовать художественное слово.
Поэтические строки оказывают большое влияние на развитие словесного творчества детей. Нельзя полноценно развивать ребёнка, взаимодействуя с ним только на занятиях в детском саду. Любовь к художественному слову – один из величайших даров, который могут дать своему ребёнку родители и педагоги вне занятий.
Понятие художественно – речевой деятельности детей многосоставно, оно включает в себя восприятие детьми произведение худ. литературы и фольклора, ознакомление с простейшими литературными терминами, рассказывание, пересказ, чтение сказок и конечно, стихотворений. Чтение наизусть стихов, потешек, освоение образной и выразительной речи и на этой основе возникновение начальных форм словесного творчества.
Самостоятельная худ. – речевая деятельность детей. формируемая в детском саду. Становится ещё более разнообразной, если она находит закрепление и развитие в семье. Использование литературы в домашних условиях – наиболее доступное средство художественного воспитания. Ребёнок с удовольствием рассказывает товарищам в детском саду о том, что узнал из книги, прослушанной дома, а то, что он усвоил в детском саду – дома. Так, в результате взаимного переноса знаний совершенствуются умения пересказа, выразительного чтения развивается мысль ребёнка. Роль взрослых особенно значительна и важна в тот период, когда ребёнок ещё зритель – слушатель. Чтение малышу художественных текстов, просматривание вместе с ними иллюстраций вызывают необходимый для последующего художественного развития интерес и любовь к книге.
Таким образом, литература способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально – положительного отношения к окружающему миру, воспитанию патриотических чувств: любви к родному краю, к его истории, природе, труду людей; воспитанию таких качеств, как доброта, трудолюбие, взаимовыручка; способствует формированию худ. –речевой активности, приобщению детей к театрально – игровой деятельности.
Вашему вниманию предлагается программа приобщения дошколят к чтению, которая называется «Воспитание будущего читателя», автором программы является талантливый педагог и библиотекарь Елена Михайловна Кузьменкова.
Главная задача цикла занятий – знакомство с поэтическими текстами и развитие у детей способности к восприятию поэзии.
Текстовый материал цикла и описанные игровые методические приёмы можно использовать на занятиях по развитию речи, познанию, изобразительному искусству, музыкальному воспитанию.
Методические принципы и приёмы.
Стержнем каждого занятия являются поэтические тексты. Они объединены единым сюжетом и представляют маленький поэтический спектакль – импровизацию, который педагог разыгрывает вместе с детьми.
Сюжетно – ролевая основа занятия роднит его с игрой, поэтому дети с удовольствием будут включаться в него.
В занятии должно присутствовать множество игровых моментов, побуждающих детей к образному движению, к звукоподражанию, и «имитации речи» персонажей. Это будет способствовать развитию воображения детей, общей моторики, а т. ж. помогает в отработке произнесения звуков и усвоения ритмической организации речи.
Поэзия вообще является уникальным средством развития фонематического слуха, если мы решимся взглянуть на неё приземленно, например, с т. з. пользы предшкольной подготовки.
В отличие от привычных занятий по развитию речи в предложенных сценариях звучит значительно больше текстов.
Задача состоит не в том, чтобы дети обязательно запоминали все стихи, а в том, чтобы они их услышали. Приучение детского уха к поэзии, создание своеобразного пласта «наслышенности» - вот главная задача педагога в ходе таких занятий.
Конечно, в идеале педагог должен читать стихи наизусть. Но это трудно. Поэтому чтение с листа допускается. Но какая-то часть текстов обязательно должна звучать «без бумажки».
Из-за обилия речевого материала занятия можно повторять – два или даже три раза. Достаточно заменить один-два текста, ввести новую игру и предложить детям новый вид продуктивной деятельности в конце занятия.
Тогда на последующих занятиях дети уже смогут поддерживать чтение стихов. Возможно, некоторые несложные тексты они смогут воспроизводить самостоятельно наизусть.
После занятия воспитатель должен спросить, хотят ли дети выучить какое - нибудь из услышанных стихотворений дома, с родителями.
Если дети выразят такое желание, можно выдать им карточки с текстом стихотворения. Родителям нужно объяснить: не следует специально, путём многократного повторения заучивать текст наизусть. Нужно просто читать его перед сном в течение двух-трёх дней в добавление к вечерней сказке.
О начале занятия.
Все занятия цикла должны иметь «узнаваемое» начало с ритмическими движениями и хоровыми репликами. Это поможет настроиться на совместную работу в группе и на восприятие материала.
Если занятие проводится утром, хорошо использовать «утренние» стихи. Можно сделать специально утреннего персонажа – например, Солнышко. У Солнышка должно быть улыбающееся личико. Лучше укрепить его на палочке, как тростевую куклу. Тогда оно эффективно сможет «всходить» и общаться с детьми.
Здравствуйте, ребятки!
Здравствуйте!
Сделали зарядку
Да!
Потянулись?
Да!
Улыбнулись?
Да!
И хотите заниматься?
Да!
Можно в сказку отправляться!
Если занятие проводится после дневного сна, рекомендуется использовать другие стихи :
Дили-дили, дили-дили!
Колокольчики будили
Всех зайчат, всех ежат,
Всех ленивых медвежат.
Расскажи скорее мне,
Что увидел ты во сне?
Сон смешной, хороший был,
Только я его забыл!
Как можно заканчивать занятие.
Конец занятия тоже лучше делать традиционным. Во второй части каждого занятия дети обычно рисуют или занимаются другой продуктивной деятельностью.
Детскими работами в конце занятия нужно обязательно «полюбоваться». Работы не оцениваются и не разбираются, а просто выставляются для коллективного обозрения без всякого сравнения. Затем все берутся за руки и произносят слова, означающие завершение занятия:
Мы ссорились, мирились и спорили порой,
Но очень подружились за нашею игрой.
Ига игрой сменяется, кончается игра,
А дружба не кончается – ура, ура. Ура!
Занятие с использованием поэтического материала.
Каждое занятие состоит из двух частей: одна направлена на развитие речи и знакомство с окружающим миром, другая включает предметную, продуктивную деятельность – рисование, лепку, аппликацию. Такая структура позволяет ребенку почувствовать тему, разрабатываемую на занятии, с разных сторон, и выразить свои чувства и эмоции через самостоятельно создаваемый художественный образ.
В зависимости от заинтересованности детей, их включенности в происходящее и утомляемости педагог определяет необходимость перерывов между частями занятий.
Инсценируем стихи.
Многие игровые стихотворения при желании можно превратить в маленькие спектакли. Инсценировки не требуют большой предварительной подготовки и множества репетиций. Они основаны на игре, поэтому дети легко и с удовольствием в них включаются. Некоторые стихи можно инсценировать с предметами. Так дети лучше запоминают тексты и понимают «куда девать руки» во время чтения.
Играем со старшими дошкольниками.
Что такое буриме? Она появилась в 17 веке во Франции и обрела свое название от сочетания двух французских слов - bout rime, что означает - "рифмованные концы строк". Суть игры сводится к тому, что задается определенное количество рифм (как правило, от двух, четырех и выше) и, используя эти рифмы, участники должны придумать осмысленное стихотворение. Как правило, буриме обычно представляют собой забавные двоестишия или четверостишия. Как и у любой игры, у буриме есть свои правила.
Игра ведется либо индивидуально, либо командно. На первом этапе можно предложить одну подборку рифм для всех.
Даже если давать ребятам абсурдные рифмы, кое-кому удавалось оживить их сюжетом. Однажды внук Валентина Берестова, проснувшись, он зарифмовал кончик своего сна: «Все четыре собачонки кинулись ко мне в ручонки!» и был ужасно доволен. А позже лет в пять, продекламировал из четырех слов:
храбрый, бутерброд, рот, удот.
Ну и храбрый у нас бутерброд,
Даже рту говорит: «Удот!»
А рот удивился
И с бутерброда свалился.
Стихи для детей – это игра с детьми. А они – могучие мыслители, фантазеры и любители парадоксов. Они заново открывают и осваивают мир. И все они, если вслушаться в их разговоры во время игры или рисования, сами сочиняют стихи, пусть и не всегда в рифму.
Список литературы:
1. Кедрина Т. Я., Гелазония П. И. «Большая книга игр и развлечений для детей и родителей» - М. : Педагогика-Пресс, 1992. – 224 с.
2. Анашина Н. Ю. «Энциклопедия интеллектуальных игр» - Я. : Академия развития, 2006. – 496с.
3. Берестов В. Д. «Пробудить гениальность» - Я. : Академия развития, 2006. – 287с.