Татьяна Ахметшина
К вопросу о полоролевом воспитании детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать +Заказ
Ахметшина Т. Ю. ,
МДОУ «Детский сад» №215 г. Барнаула
Воспитание как процесс приобщения человека к историческому опыту в содержательной и целеполагающей основе всегда определяется ведущими потребностями общества.
Публикация «К вопросу о полоролевом воспитании детей в условиях дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
В настоящее время существенное место занимает проблема полоролевого поведения у дошкольников. Всё чаще половые дифференциации нарушены, и мальчик психически скорее женственен, а девочка мужеподобна, что приводит к нарушению в поведении. В ракурсе этих проблем важным направлением нашей работы, задающим ориентиры на дальнейшее изучение новых аспектов вхождения ребёнка в мир человеческих отношений, является половое воспитание. Суть его заключается в:
овладении культурой в сфере взаимоотношения полов;
формировании адекватной полу модели поведения;
правильном понимании роли мужчины и женщины в обществе.
Анализ работ К. Р. Антисовой, А. А. Градусовой, А. И. Ивановой, И. П. Шелухиной и др., позволяет заключить, что дошкольник способен осознавать себя, собственное положение, которое он занимает, свои отношения со взрослыми и сверстниками, полоролевой образ, социальное пространство уже в дошкольном возрасте.
От того насколько успешно проходит процесс полоролевой социализации, включающий формирование представлений о содержании типичного для пола поведения и стремление повторить эти представления в собственном поведении, возникновение представлений и интересов, специфичных для пола, зависит формирование личности, а именно: уверенность в себе, определённость личностных установок, и, в конечном счёте, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Если основы женственности и мужественности не заложить в детях в ранние годы, это может привести к тому, что, став взрослыми, они будут плохо справляться со своими социальными ролями. Это определяет цель нашей работы. Она заключается в:
создании педагогических условий, способствующих благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста;
формировании начал мужественности и женственности у дошкольников, адекватной полу модели поведения.
Цель декомпонуется в следующие задачи:
формировать представления детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины;
формировать эмоционально-положительное отношение к выполнению настоящей и будущей социальной роли;
формировать качества мужественности и женственности, проявляемые предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности.
Полоролевое воспитание строится на таких принципах, как:
принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание в зависимости от возраста воспитуемых;
принцип дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания, предполагающего учёт пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;
принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети (этот и следующий принципы тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);
принцип индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном характере информации», которая должна быть адаптирована для конкретного ребёнка с учётом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;
принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребёнке качества мужественности или женственности, если условия в которых живёт ребёнок и окружающая его обстановка не соответствует им).
Педагогическая работа по половому воспитанию осуществляется нами по трё м направлениям: работа по диагностике когнитивного компонента половой социализации; работа по формированию полоролевого поведения; работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях.
Работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации предполагает выявление знаний и умений детей определять свою половую принадлежность, её признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев.
Следующее направление работы связано с формированием представлений о связях людей в семье, их социальных и семейных ролях. Оно предполагает знакомство детей с некоторыми аспектами родословной, перспективами физиологического и социального развития ребёнка, функциями родителей в семье.
Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений в поведении, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определённых чувств, например, гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки – у девочек.
Для реализации содержания нами используются такие формы и методы, как: непосредственно – образовательная деятельность с детьми; дидактические игры; совместная проектная деятельность родителей и детей.
Таким образом, проблема полоролевого воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Специфика процесса социализации ребёнка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжение и на других этапах развития ребёнка.
Наша работа по полоролевому воспитанию получает положительные отзывы родителей. Они отмечают, что мальчики стали проявлять большее стремление помочь маме (например, помочь донести сумку с продуктами; подать пальто младшей сестре, девочки – самостоятельно мыть посуду, наводить порядок в своей комнате и т. п.).
Мы считаем, что наш опыт может быть использован в массовой практике работы педагогов дошкольных образовательных учреждений.