Светлана Сорокина
«Я приглашаю вас в свой мир». Эссе музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Так случилось, что в моей жизни меня повсюду окружает музыка. На работе в детском саду я занимаюсь музыкой с детьми, дома - со своими сыновьями. С младшим мы пока только поем и слушаем, а старший - учится в музыкальной школе, играет на баяне.
Публикация «„Я приглашаю вас в свой мир“, Эссе музыкального руководителя» размещена в разделах
А началось мое общение с музыкой с самых ранних лет. Когда я вспоминаю свое раннее детство, в памяти сразу возникает та радость, которую доставляло мне пение. В моей семье постоянно все пели. Бабушка пела народные песни, дедушка - военные, папа с мамой - эстрадные. И, конечно, я не могла не полюбить петь - пела дома, в гостях, во дворе, в детском саду. Помню, еще не умея как следует писать, я завела свой первый песенник, диктовала родителям тексты своих любимых песен, а они записывали их. Моя мама вспоминает, что моими любимыми "игрушками", если можно так сказать, были не куклы, и не плюшевые зверята, а музыкальный проигрыватель с пластинками, которые я могла слушать и петь целыми днями.
Ярким впечатлением дошкольного детства были праздники в детском саду. На них я чувствовала себя, как сейчас говорят, "звездой" - почти всегда пела сольно, и была счастлива от этого, а также от громких аплодисментов, от похвалы музыкального работника, от того, что моя мама гордится мной.
Так счастливо проходило мое детство, и, если бы меня попросили вывести формулу детского счастья, то я сформулировала бы ее просто: "МАМА, ПАПА И МУЗЫКА"!
Нужно сказать, что профессию музыкального руководителя я выбрала не сразу. Получая музыкальное образование сначала в музыкальном училище, а после в Педагогическом университете им. Герцена на факультете музыки, я была убеждена, что стану школьным учителем музыки. И я действительно поначалу устроилась работать в школу, а спустя несколько месяцев меня попросили поработать в дошкольном отделении этого учреждения. Я согласилась не сразу - это было неожиданно для меня, я не предполагала работать где-то, кроме школы. Но когда я пришла в детский сад, сравнила, когда ощутила, сколько удовольствия, радости, удовлетворения мне приносит эта новая работа, я поняла: "Музыкальный руководитель - это моя профессия, и в ней я остаюсь. " Уже позже, анализируя свой выбор, я поняла, что придя работать в детский сад, я как будто возвратилась в детство, в ту его пору, когда я была так счастлива от этих чудесных песенок, прелестных танцев, выступлений на праздниках. То есть моя профессия - это как продолжение моего детства в моей душе.
Детям, приходящим ко мне на занятия, я хочу передать ту любовь к музыке, которую передали мне моя семья и мои первые педагоги. Мое педагогическое кредо таково: "Я убеждена, что в душе каждого ребенка горит искорка любви к музыке. Моя задача - разжечь их как можно ярче!" Основная цель моей деятельности - научить детей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту. На музыкальных занятиях мы слушаем музыку, классическую, народную, современных композиторов, беседуем о музыке, поем, танцуем, играем, импровизируем, общаемся. Я стремлюсь к тому, чтобы каждый ребенок почувствовал себя счастливым, успешным в музыкальной деятельности.
Еще я мечтаю о том, что бы каждый ребенок в будущем стал культурным, гармоничным человеком, восприимчивым ко всему прекрасному, доброму. Я убеждена, что дети, которые занимаются музыкой с дошкольных лет, а затем продолжают заниматься ею в школьном возрасте, в меньшей мере, чем другие дети подвержены дурным влияниям, безнравственности, пошлости.
Ведь еще с древнейших времен музыка играла важную роль в нравственном воспитании детей. Например, в Древней Индии считалось, что овладеть искусством пения - значит освободиться от дурных чувств и желаний. На Древнем Востоке считали, что музыка развивает в людях человечность, справедливость, искренность. В Древней Греции музыка - важнейшее средство гармоничного развития личности. Гармонично развитый человек, по мнению древних греков - человек, сочетающий высокий интеллект и нравственную чистоту, мужество и гуманность. Все свободные граждане в Древней Греции были обязаны обучаться пению и игре на музыкальных инструментах. В Древней Руси хоровое пение включалось в число учебных предметов в монастырских школах. В 19 веке в дворянских семьях обучение музыке также является обязательной частью воспитания.
В наше время, к сожалению, не во многих семьях уделяется внимание музыкальному воспитанию детей. Зачастую даже напротив, на детей "льется" потоком музыка, которая не только не действует на них благотворно, но еще и нарушает их психику, чрезмерно возбуждает их, делает агрессивными.
Я пытаюсь донести до родителей наших воспитанников, что с помощью музыки должна воспитываться любовь к прекрасному, доброму, и неприятие безобразного, злого, грубого.
Прекрасно, когда родители с детьми слушают детскую классику, народную музыку, поют детские песни, чудесные всеми любимые песни из советских мультфильмов, из детских кинофильмов, посещают театр, концерты. А что может быть прекрасней маминой колыбельной перед сном?
Конечно, всем родителям наших выпускников я советую и в дальнейшем продолжать заниматься музыкой, танцами, театральной деятельностью в музыкальной школе, кружках, студиях. Ведь в детском саду я как музыкальный руководитель лишь открываю детям дверь в мир музыки, мир прекрасного, приглашаю их войти в него, а как надолго они в нем останутся, зависит во многом и от родителей и от будущих учителей.
В заключении я хочу вспомнить слова В. А. Сухомлинского: "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок". Я надеюсь, что наши дети будут расти и расцветать как прекрасные красивейшие цветы на радость всем нам.