Ольга Древалева
Я и моя профессия
▼ Скачать + Заказать документы
Как выбрать профессию, свой жизненный путь, найти свое призвание? Вопрос не простой для каждого человека. Кто-то уже в детстве примеряет на себя различные профессиональные роли, и решает, кем быть. Кому-то эти поиски даются нелегко и в более зрелом возрасте. А некоторые ищут себя на протяжении всей жизни.
Публикация «Я и моя профессия» размещена в разделах
Вопрос о профессиональном выборе для меня встал наиболее остро по окончании школы. Направление педагогики помогла увидеть мама. Это была ее мечта юности, которую она не смогла воплотить в своей жизни и таким образом хотела передать ее мне. «Воспитывать подрастающее поколение, сея умное, доброе, вечное, созидая, таким образом, наше будущее», – замечательная цель, решила я. Вспоминаются слова подруги, которая в своей поздравительной открытке на мой 18-ый день рождения задала вопрос: «Какой ты в жизни след оставишь, след, чтобы вытерли паркет и косо посмотрели вслед, или другой, на много лет?.». Может быть, и эти слова помогли мне сделать свой выбор?
Чем же для меня интересна профессия педагога? Это интеграция многих других профессиональных знаний и умений. Роль воспитателя полифункциональна (многолика). Конечно же, во-первых, он педагог и психолог, причем не только в отношениях с детьми, но и со взрослыми. Это и широкий кругозор, и актерское мастерство, знания и умения в таких областях, как литература, музыка, художественно-эстетическое направление, социология, анатомия и физиология, основы педиатрии и многое, многое другое. Здесь такое обширное поле для проявления своих талантов и способностей! Разве это не вдохновляет - открывать детям и вместе с детьми этот огромный и прекрасный мир, разделить с ними радость творчества?
По словам А. де Сент-Экзюпери «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». В этом смысле педагог живет в роскоши постоянно. Ведь общение можно назвать основой педагогической деятельности.
Считаю, что любовь к детям – неотъемлемое качество воспитателя, педагога. «Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей» - утверждает Т. Гончаров.
Педагогический труд – это и постоянная работа над собой, самообразование, ведь уча других, учишься сам. С этим созвучны слова Мишеля Монтеня, который говорил: «Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому». А Жозеф Жубер подтверждает: «Обучать, значит вдвойне учиться».
Это постоянный поиск наилучших, наиболее эффективных форм и методов взаимодействия с детьми и взрослыми. Внешне кому-то может показаться: ну что тут нового, из года в год, от группы к группе проходишь те же этапы с детьми, занимаешься повторением, это как карусель. На самом деле это не так, здесь уместно сравнение не с каруселью, а с развивающим, поступательным движением по спирали – всегда вверх и вперед! Ты всегда находишься в бурном море жизни. Но не как пассивная щепка, швыряемая волнами, а как корабль, четко прокладывающий намеченный курс.
Общеизвестно, что основы личности человека закладываются в дошкольном детстве. Опираясь на них, человек строит свою жизнь. Так насколько же важно то, какие люди, обстоятельства окружают ребенка в этот период! Какое основание будет заложено! Будет ли он полон здорового оптимизма, радости, уверенности, желания созидать; будет ли открыт миру, людям? В этом смысле роль воспитателя, педагога трудно переоценить. Нельзя не согласиться со словами Александра Радищева: «Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней».
Еще в педагогическом училище, изучая детскую педагогику, психологию и другие предметы, проходя практику в детском саду, я стала задаваться вопросом «Как семья решается на рождение ребенка и воспитывает его, не изучив то, что изучают педагоги?». Насколько важны эти знания? По словам Константина Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях.». Размышляя над словами К. Ушинского, поняла, что делиться своим опытом с родителями своих подопечных это одна из моих задач.
С рождением собственных детей стала лучше понимать как родителей, так и своих воспитанников, их интересы, особенности, потребности. Как-то интересно стали сочетаться такие чувства как любовь и усталость (в периоды психологической перегрузки). Когда смотришь на детей как бы со стороны и думаешь «что за странные существа: постоянно куда-то бегут, что-то выдумывают, кричат, плачут и смеются почти одновременно («инопланетяне какие-то»). Потом приходят воспоминания своего детства, события, чувства и эти «инопланетяне» становятся ближе и понятнее. Иногда, становится, их немного жаль, ведь большую часть времени большинство из них разлучены с семьей с родными и любимыми людьми.
Понимаю, что воспитатель не заменит родную маму, да этого и не нужно. Но хочется, чтобы время в детском саду для ребенка прошло наиболее полезно и комфортно, создать теплую, добрую атмосферу. Выслушать каждого, понять, принять, утешить, обнадежить, повеселить, научить, помочь. Понятно, что первоочередную роль в воспитании ребенка играют его родители, воспитатель помощник и советник в этом деле. Но если добрые семена, посеянные педагогами, дадут плоды в сердце и жизни ребенка, то это уже не так мало.
Честно говоря, были и непростые моменты, когда нарастало напряжение, были попытки найти варианты работы в других направлениях. Но, так или иначе, после поисков и размышлений, когда были взвешены все «за» и «против» все возвращалось на круги своя. Первоначальный выбор оказывался самым верным. Может быть, это и есть Призвание?