Надежда Бушкова
Конспект мастер-класса для детей старшего возраста «Изготовление и роспись дымковского колокольчика из бросового материала»
▼ Скачать + Заказать документы
"Пролог": Доброго здоровья всем коллегам!
Представляю вашему вниманию новую для меня (во всех смыслах) публикацию конспекта мастер-класса. Конечно, очень многое я взяла из опыта моих интернет-коллег, за что им бесконечно благодарна. Но задумка о Дымке и колокольчиках - уже очень давняя, лично моя.
Публикация «Конспект мастер-класса для детей старшего возраста „Изготовление и роспись дымковского колокольчика из бросового материала“» размещена в разделах
- Бросовый материал. ИЗО, поделки
- Бросовый материал. Лепка
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Колокольчик. Конструирование, поделки
- Колокольчики и колокола
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Цель: приобщение детей к народным традициям через организацию художественно-продуктивной деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
• Рассказать детям о значении и назначении колоколов и колокольчиков в России и в других странах.
• Продолжить знакомство детей с русским народным прикладным творчеством – дымковской игрушкой.
• Рассказать о последовательности изготовления поделки.
2. Развивающие:
• Формировать умение подбирать нужные цвета для раскрашивания поделки.
• Развивать мелкую моторику рук, умение аккуратно работать кистью и ватными палочками.
• Содействовать развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения в деятельности.
3. Воспитательные:
• Формирование ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям народного творчества.
• Воспитание уважительного, внимательного отношения к труду и таланту русских мастеров; умения видеть и ценить красоту изделий народного прикладного искусства.
• Место проведения занятия: подготовительная группа «Петушок».
• Ориентировочное время (без учета предварительной подготовки):
15 мин.
Средства обучения:
Лэпбук «Дымковская игрушка», образцы дымковских игрушек и росписей, колокольчики из коллекции воспитателя, фотографии с изображением дымковских колокольчиков, готовый образец поделки, выполненной педагогом.
Инструменты: ножницы, нож, шило, кисточки для рисования, ватные палочки.
Материалы: пластиковые бутылки, нитки, крупные бусины или пуговицы (для «языка» колокольчика, гуашь, ленточки, баночка с водой, салфетки.
Предварительная работа.
Воспитатель знакомит детей с лэпбуком «Дымковская игрушка», показывает свою коллекцию колокольчиков, рассказывает о самых интересных и необычных.
Накануне дети приносят в детский сад чисто вымытые пустые пластиковые бутылки объемом 0,5 – 1,5л. В целях экономии времени, можно предупредить родителей, чтобы они дома отрезали верхнюю часть бутылки, или же это сделает сам воспитатель при помощи ножа и ножниц.
Также взрослый делает отверстие в крышечке шилом либо кончиком ножа. Важно, чтобы отверстие было не слишком маленьким, и в него можно было продеть толстую нитку.
Затем дети заранее покрывают заготовку колокольчика белой гуашью, при необходимости, после высыхания первого слоя наносится второй слой.
Ход мастер-класса.
1. Организационный момент.
Занятие начинается с приветствия воспитанников, проверки явки и готовности. На столах до начала занятия педагог раскладывает необходимый для работы материал.
2. Сообщение темы и задач занятия.
Педагог говорит о том, что занятие посвящено изготовлению дымковского колокольчика.
Колокольчик — один из символов русской культуры, старинный музыкальный инструмент. Множество русских пословиц и поговорок, примет и обычаев всегда были связаны с колоколами и с колокольчиками: «Кто обидел звонаря, тот обидел Бога», «Звонить во все колокола», «Пришло счастье — хоть в колокол звони», «Хлеба с солью покушать, красного звона матушки Москвы послушать», «На колокол глядя, звонить не научишься». О целительной силе колокола ходят предания. В народе верят, что лучшее лекарство от головных болей и боли в руках – колокольный звон, полезно собственноручно звонить в колокола, особенно на Святой неделе. Совсем скоро мы будем праздновать Светлую Пасху, и вы тоже сможете подняться на колокольню нашего храма и позвонить в колокола.
Колокола почитались, радовали своим звоном верующих, а русские звонкоголосые колокола славились по всему миру.
После этого педагог сообщает воспитанникам, что они самостоятельно раскрасят свою поделку дымковской росписью.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Для начала нужно решить, какие цвета и элементы росписи (кружочки, клеточки, прямые и волнистые линии, пятнышки, точки) будет использовать каждый ребенок.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть элементы дымковской росписи (на примере дымковской барыни с разными юбками, ведь юбка барыни как раз похожа на колокольчик). Затем дети приступают к росписи своих заготовок.
3. Основная часть.
Физминутка:
Дили-дили, дили-дили,
Колокольчики будили (руки на поясе, повороты влево – вправо)
Всех зайчат, всех ежат,
И ленивых медвежат. (руки на поясе, наклоны влево – вправо)
И воробышек проснулся, (прыжки на месте)
И зайчонок встрепенулся. (приседания)
На зарядку, кто вприпрыжку, (прыжки с ноги на ногу)
Кто вприсядочку, (приседания)
Через поле напрямик (бег на месте)
Прыг-прыг-прыг-прыг. (прыжки на месте)
Дети усаживаются: Успокоимся немножко,
Прижмем друг к дружке мы ладошки,
Их погладим и потрем,
И раскрашивать начнем.
Дети раскрашивают свои поделки, держа заготовку за крышечку, накладывают роспись, начиная с верхней части. Напоминаем детям, что при росписи нужно всего лишь увлажнять кисточку водой, а не мочить сильно, иначе краска потечет.
Мелкие кружочки удобнее рисовать ватной палочкой, аккуратно примакивая к поделке.
Когда основные элементы высыхают, можно дополнять их мелкими точками и кружочками, волнистыми линиями.
Можно украсить колокольчик ленточкой или тесемкой, в зависимости от желания юных художников.
4. Заключительный этап.
Чтобы закрепить материал и провести рефлексию воспитанникам можно задать следующие вопросы:
– Что вы сегодня делали? Как называется этот вид росписи?
– Из каких деталей состоит поделка?
– Для чего может пригодиться ваш колокольчик?
– Какие материалы использовались при создании поделки?
– Были ли трудности при выполнении задания?
– Какие чувства и ощущения вы испытали при выполнении заданий?
На все вопросы воспитанники должны отвечать полными предложениями, тем самым решаются речевые задачи.
Другой вариант: детям раздаются смайлики без ротиков, и они могут нарисовать радостное или грустное лицо по своему выбору, в зависимости от настроения после занятия.
Наиболее удачные поделки наших ребят.
Благодарим всех за внимание!