Татьяна Семенченко
Из опыта работы «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД № 21 «ЧЕРЁМУШКИ» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА
Г. ТОРЕЗА»
«Экологическая тропа как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста» из опыта работы
Воспитатель: Семенченко Т. А.
2020-2021 уч. год
Публикация «Из опыта работы „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание дошкольников - приоритетное направление дошкольного учреждения. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно ещё до поступления ребёнка в детский сад. Задача воспитателя с детьми младшего возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Недостаточная возможность использования территории детского сада для создания образовательных ситуаций по изучению природы родного края, необходимости бережного отношения к ней побудило коллектив создать экологическую тропу на территории детского сада. Экологическая тропа – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природе, проходящий через различные природные объекты и использующийся в целях экологического образования детей.
На начальном этапе появления экологической среды воспитателями была проведена большая предварительная работа. Мы тщательно изучали литературные источники. Для создания экологической тропы педагоги под руководством старшего воспитателя Исмагиловой Е. М. детально обследовали территорию детского сада, выделив наиболее интересные объекты, составили картосхему, разработали правила поведения на тропинке и т. д. Не менее важным действием по созданию экологической тропинки был выбор хозяина тропы : им стал Гномик.
С детьми нашей группы мы посетили Домик Гномика. Этот персонаж помогает проводить организованную образовательную деятельность. Периодически он присылает задания, обращается с просьбами, участвует в театрализованных праздниках.
Остановка «Сад камней»
Летом сад камней можно назвать горкой самоцветов. На горке много растений, они радуют нас своим цветением с ранней весны до поздней осени. На этой горке собраны растения с разными требованиями к условиям обитания.
Остановка «Цветники»
В цветниках собраны разнообразные цветы. Эти цветы привлекают жуков, пауков, бабочек, шмелей, пчел, ос и других насекомых. На зеленых газонах стрекочут пестрые и зеленые кузнечики. Цветники и клумбы приобщают детей к миру прекрасного и удивительного, формируют их мировоззрение, бережное и эмоциональное отношение к окружающему миру. Изучение и наблюдение растений в летний период проходит с большим интересом – это труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян осенью, подготовка цветников к зиме, посадка луковичных цветов под зиму. Наблюдение за цветами - дети рассматривают биологические особенности, сравнивают разные цветы по внешнему виду, способами размножения и ухода за ними. Работа в этих уголках позволяет, не покидая территории детского сада познакомить детей с родной природой, научить бережно, относиться к ней, помогать родной природе, учить ценить ее красоту и помогать ей.
Остановка «Птицы наши друзья»
Особое внимание уделяется привлечению на территорию экологической зоны различных птиц для наблюдения с детьми. Для этой цели на территории размещены различного вида кормушки и поилки для птиц, постоянными посетителями которых стали синицы, воробьи и голуби. На этой остановке мы проводим беседы о самых распространенных птицах города.
Остановка «Тропа здоровья»
Она позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме. Дети охотно занимаются на «тропе здоровья». Хождение по траве босиком, воздушные и солнечные ванны являются одними из главных закаливающих факторов.
Остановка «Метеостанция»
С помощью метеоплощадки можно учить детей наблюдать за состояние погоды, анализировать, делать выводы, т. е элементарно прогнозировать изменения погоды.
Остановка «Солнечные часы»
Солнечные часы показывают время, исходя из перемещения солнца над горизонтом. За сутки оно описывает круг относительно Земли, за светлое время суток описывает полукруг. Выносим на улицу в солнечную погоду сделанные нами портативные солнечные часы и ориентируем гномон строго на север, так чтобы торчащий вверх уголок был направлен на полярную звезду (север). Время определяем по краю тени, которую отбрасывает гномон. На часах мы увидим солнечное время в нашем регионе. Оно может (и скорее всего, будет) отличаться от официального времени.
Остановка «Деревья»
Здесь дети знакомятся с деревьями, их особенностями (строением) (ствол, ветви, листья, корни). Учатся видеть отличия от кустарников, взаимосвязь растений с окружающей средой (вода, солнце-свет, тепло, почва, животные); взаимосвязь природы с человеком (посев, полив, и т. д.)
Работа над созданием экологической тропы ещё продолжается. Нами запланирована разработка таких объектов, как Огород и Фруктовый сад. С ранней весны до окончания лета дети вместе с воспитателями смогут заниматься выращиванием различных культурных растений. А в саду нам предстоит посадить ещё много деревьев.
Создавая экологическую тропу, систематически и творчески организуя на ней детскую деятельность, мы положили начало формированию человека с экологическим мышлением, способного осознавать представления своих действий по отношению к окружающей среде и умеющим жить в относительной гармонии с природой.