Алексеева Юлия Ильясовна
«Природный уголок в детском саду». Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Алексеева Юлия Ильясовна.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
Публикация «„Природный уголок в детском саду“, Из опыта работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
В нашем дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней помогает уголок природы. Я хочу предоставить вашему вниманию наш уголок. Я работаю в старшей возрастной группе. Создавая природный уголок, я решала следующие задачи:
1. Формирование у дошкольников представление о живой и неживой природе, их взаимосвязи;
2. Создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
3. Развитие эмоциональной сферы дошкольников;
4. Воспитания гуманного отношения ко всему живому, заботливое внимание к объектам живой и неживой природы.
Для закрепления знаний полученных в ходе наблюдений в природе я изготовила календарь природы. В старшей группе я познакомила детей с условными знаками для обозначения погоды. Вместе с ребятами мы ежедневно, после прогулки, отмечаем погоду условными знаками. В конце месяца мы сравниваем, считаем сколько было ясных, пасмурных, дождливых дней и делаем выводы о погоде прошедшего месяца; тем самым я учу детей обнаруживать временные и причинные связи, устанавливать простейшие закономерности. Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь.
Все обитатели уголка природы делятся на постоянных и временных. Первые находятся в уголке природы круглый год, вторые вносятся на короткое время. Подбор и размещение объектов в уголок природы я проводила в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в Детском Саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049-13 п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях. Следуя правилам я поместила в уголок природы только растения. Растения являются постоянными обитателями уголка природы. Я соблюдала требования к подбору и уходу за растениями в уголке природы :
1. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей;
2. Растения должны быть безопасны для детей и взрослых;
3. Недопустимы ядовитые и колючие растения;
4. Уход за растениями осуществляется ежедневно (полив, рыхление почвы, протирание пыли на листьях, опрыскивание пульверизатором). Для того, чтобы правильно ухаживать за растениями, учитывая их природные особенности (светолюбивые,влаголюбивые и т. п.) я создала паспорт растений, и установила таблички с названиями на цветах.
В свой уголок природы я поместила 6 видов растений, с разнообразными стеблями, листьями такими как:
• Фикус (прямой ствол, крупные гладкие листья)
• Герань (соцветие,бархатные листья с резными краями)
• Бегония (стелющейся стебель, листья имеют на нижней части ворсинки)
• Фиалка (бархатистые листья, ствол отсутствует)
• Китайская роза (прямой ствол, цветущее растение)
Уход за растениями осуществляется дежурными по уголку природы. Перед назначением первых дежурных я проводила с детьми беседу: показывала и рассказывала в чем заключается обязанности каждого дежурного, познакомила с предметами, нужными для дежурства (щетки, лейки, совочки, лопатки для рыхления,рукавички для протирания пыли и т. д. ,где они располагаются. Где висят фартуки. Объяснила, как оставлять после дежурства все в чистоте и порядке. Мои дети с удовольствием принимаются за дежурство. Благодаря дежурству в уголке природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к растениям, ответственность за порученное дело.
Так же я не забываю и о временных обитателях нашего уголка. Осенью это будут осенние букеты из опавших листьев, цветов из цветника, подносы с натуральными овощами и фруктами, поделки из природного материала. Зимой это могут быть ящики с посадками зеленого лука. Дети сами принимают участие в посадке лука. С удовольствием наблюдают за ростом зеленого лука, вносят изменения в дневник роста. Пробуют лук на вкус. Узнают о его пользе для здоровья. Весной мы сажаем рассаду цветов для цветник Выставляем букеты весенних первоцветов.
Кроме этого в моем уголке природы имеются :
• Муляжи овощей и фруктов;
• Наборы картинок с изображениями животных, птиц, насекомых;
• Альбомы «Времена года», рисунки детей о природе;
• Дидактические игры на экологическую тему: «Путешествие капельки», «Экологический светофор», «Зеленый город», и т. д.
• Энциклопедии «Животные», «Насекомые» и т. д.
• Гербарии.
Так же я изготовила макеты на экологическую тему. Макет «Мир Динозавров». Дети с удовольствием слушают рассказы о жизни динозавров, их историю. Могут наблюдать их разнообразие, и примерную среду обитания.
Наша республика Башкортостан славиться пчеловодством. Чтобы познакомить детей с работой пчеловодов я изготовила макет пасеки. Дети рассматривают расположение ульев, знакомиться с орудиями труда пасечников (медогонка, дымарь, вощина и т. д.). Работая с макетом пасеки я воспитываю в детях чувство патриотизма, прививаю уважение к труду взрослых.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Познавая окружающий мир, он стремиться не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и др. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование. В процессе детского экспериментирования дети учатся:
• Видеть и выделять проблему;
• Принимать и ставить цель;
• Анализировать объект или явление;
• Выделять существенные признаки, связи;
• Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения;
• Отбирать материал для самостоятельной деятельности;
• Делать выводы.
В моем уголке природы находится оборудование для проведения экспериментов и опытов :
• Мерные стаканчики;
• Пробирки, лотки для сыпучих материалов;
• Палочки, трубочки, бумага разного типа;
• Лупы для детального изучения.
В качестве дополнительного оборудования я приобрела термометр, песочные часы, бинокль. Также с помощью родителей мы пополняем наш уголок природным материалом (шишки, желуди, семена растений, ракушки и т. д.) для изготовления поделок, рассматривания. Материалами, предназначенными для проведения разных исследований (песок, глина, камни и т. д.) В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность. Помочь моим детям открыть для себя мир природы, научить любить, понимать и беречь его – вот основные направления, которые я определила в экологическом воспитании детей.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Сухомлинский В. А.