Елена Чернова
Обучение детей дошкольного возраста нетрадиционным техникам изображения
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Художественно- продуктивная деятельность способствует решению этих задач. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.
Публикация «Обучение детей дошкольного возраста нетрадиционным техникам изображения» размещена в разделах
Анализируя деятельность детей за все годы моей работы, убедилась, что у дошкольников в процессе детского художественного творчества углубляются представления об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Практика показала, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Не овладев способами изображения в художественной деятельности, которые позволяют воплощать задуманное содержание, дети испытывают большие трудности в решении творческих задач, сковывается их самостоятельность, теряется интерес к деятельности. Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Творчество не может существовать под давлением и насилием: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление и удивление! Все это подтолкнуло к выбору направления в моей работе - использование в рисовании нетрадиционных техник. Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов, они просты и универсальны в использовании: зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи, шишки и мн. др. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя». Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже придумать свою необычную технику. Работа в данном направлении дает и педагогу свободу творчества, свободу самовыражения.
Главная задача, которая стоит перед педагогами - осуществление личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку. Использование нетрадиционных техник в художественном творчестве способствует решению этих задач. Так же, нетрадиционные техники должны отвечать следующим критериям: быть доступны детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими, содержать изобразительно- выразительные средства создания художественного образа, знакомить с новыми приемами работы, развивать ручную умелость, соответствовать санитарно- гигиеническим нормам.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждый ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Считаю, что обучать нетрадиционному рисованию необходимо с младшего возраста, и идти от простого к сложному. С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, оттиск печатками из картофеля, моркови. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками : тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, волшебные веревочки. В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники : рисование мыльными пузырями, солью, мятой бумагой, кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, кляксография обычная, пластилинография, рисование песком.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Ребенок учится аккуратному обращению с краской, чувствует ее характер и настроение. Нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками графики и живописи, закономерностей композиции и колорита, развивают мелкую моторику, а значит, готовит руку ребенка к письму. Исходя из практики, заметила, что дети с удовольствием выполняют такие задания, ведь они им по силам, и результат своей работы видят сразу.
НОД организую в легкой, игровой форме, так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Дети не перенапрягаются и занимаются с большим интересом. Большое внимание уделяю эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивном художественном творчестве. В течении проводимой НОД использую здоровье- сберегающие технологии : физкультминутки, пальчиковые игры, гимнастику для глаз снимающие напряжение и позволяющие отвлечься от одного вида деятельности и плавно перейти к другому.
Чтобы в дошкольные годы каждый ребёнок испытал радость творческого созидания, всегда стремлюсь к тому, чтобы атмосфера при организации НОД была насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, активности, к проявлению воображения и фантазии, чтобы каждый ребёнок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрёл опыт успешной художественной творческой деятельности. У каждого ребенка есть разного рода дарования. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!