Лидия Дейнега
Из опыта работы на тему «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ». НОД «Александр Невский — защитник русской земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Александр Невский-защитник русской земли»
Цель: Формировать у детей интереса к героическому прошлому своей страны.
Программные задачи.
1. Образовательные: Познакомить детей с житием святого Александра Невского и с некоторыми событиями из истории нашей Родины. Познакомить с этимологией слова «защитник».
Публикация «Из опыта работы на тему „Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ“, НОД „Александр Невский — защитник русской земли“» размещена в разделах
- Александр Невский
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Темочки
2. Развивающие: Продолжать развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, способность к самоконтролю. Развивать речь, мышление, память. Формировать патриотические чувства. Развивать смекалку, ловкость. Продолжать развивать познавательно-исследовательскую деятельность через дидактические игры. Продолжать закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопровождением.
3. Воспитательные : Воспитывать чувство любви к Родине. Продолжать воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
Дидактический материал.
1. Демонстрационный: Мультимедиа, проектор, презентации.
2. Раздаточный: Карточки с буквами, бинты, мячи, корзины.
Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, беседы о воинах. Чтение О. Тихомиров «Герои священной земли русской», отгадывание загадок, сюжетно-ролевые игры «Скорая помощь», «Аптека».
Используемая литература: Людмила Лидер поэма «Невский - матрица ценностей». Русские святые. Жития собрала монахиня Таисия.
Используемые методы и приемы: Показ, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, сюрпризный момент, игры подвижные и дидактические, художественное слово, показ слайдов.
Интеграция областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Труд».
Действующие лица и исполнители: Князь Александр Невский.
Ход НОД.
Воспитатель : 23 февраля вся наша страна отметит праздник - День защитника Отечества. Ребята, а как можно по-другому назвать отечество?
Дети: Родиной.
Воспитатель : Правильно. А что такое Родина? Ответы детей.
Презентация 1 (слайд 2).
Воспитатель : Родина-это та земля, где ты родился. Родину называют самыми дорогими словами - матерью, отечеством. Родная земля тебя кормит и поит. Родину любят, берегут, защищают - так всегда было, во все времена. И сегодня я вам хочу рассказать о защитнике русской земли - святом благоверном князе Александре Невском.
Презентация 1 (слайд 3).
Воспитатель :Ребята, а вы знаете, как произошло слово «защитник»? Послушайте, как звучит это слово: за-щит-ник.
В старину не было такого оружия, как сейчас. Воины обороняли свою Родину, защищали свои семьи с помощью щитов, копий и мечей. Вот и получалось, что женщины, дети и старики оказывались за их щитами. Поэтому они называли своих воинов защитниками.
Презентация 1 (слайд 4, 5).
В те далекие времена, когда жил Александр Невский, у людей не было фамилий, а были прозвища и вот почему князь Александр получил прозвище, Невский вы узнаете в конце моего рассказа.
Он молодым был и пригожим,
Всем сердцем Русь свою любил,
Молва носилась: «Богом рожен»,
Великим, мудрым князем был!
Родился Александр Невский 30 мая 1220 года в городе Переяславле - Залесском. Отец его, Ярослав Всеволодович, был «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый». Мать святого Александра Невского Феодосия, - рязанская княгиня, обладала добрым и тихим нравом. От своих родителей Александр Невский унаследовал мудрость, беззаветное мужество и сострадание к людям, и любовь к родной земле.
Когда маленькому Александру исполнилось четыре года, состоялся обряд посвящения его в воины. Княжича опоясали мечом, и посадили на коня.
В руки дали лук со стрелами. С этого дня стали обучать его воинскому искусству - умению владеть мечом, стрелять из лука.
С отцом не раз в суровых битвах, Стальную волю закалял,
Ему дано было родиться,
Украсить ратный пьедестал.
Но не только ратное дело постигал юный князь. Учили его также письменности и счету, а отец наставлял защищать Русскую землю, править людьми, беречь веру православную.
Александр рос серьезным, вдумчивым отроком, избегал пустых забав, любил чтение священных книг. Часто ходил в храм, и по ночам наедине долго- долго молился перед иконами.
С юных лет благоверный князь Александр Невский был поставлен княжить в Новгороде. За ум, добрый нрав, отвагу и рассудительность он пришелся по нраву жителям города. Народ с гордостью и радостью любовался им и с почтением внимал его речам. Одаренный мужеством, красотой и звучным голосом, «гремевшим как труба», Александр был точно создан для побед.
Презентация 1 (слайд 6, 7).
Воспитатель :Время его княжения совпало с трудным периодом в истории Руси. С востока шли монгольские орды, с запада надвигались крестоносцы.
И вот на Русь напали шведы. Правитель Швеции пришел с большим войском, чтобы завоевать Новгород. Он послал сказать Александру : «Если можешь, защищайся, я уже здесь и разорю землю твою». У Александра была маленькая дружина, но посылать за подмогой уже не было времени. Тогда князь Александр собрал свою дружину и пошел помолиться в церковь.
Ободренный духом, он вышел из храма и сказал своей дружине и всему народу: «Не в силе Бог, а в правде». После этого
Александр привел полки,
Ночью затаился.
Утром только рассвело,
Залетали стрелы.
Зря вас, шведы, занесло
В русские пределы.
Сто приплыло кораблей
И пять тысяч войска.
Только русской нет сильней Доблести геройской.
Сжег флот вражеский в огне Александр Невский
Нарекла молва с тех пор
Князя - Александром Невским.
Воспитатель :Эта великая победа над шведами принесла князю Александру Невскому первую воинскую славу.
Стук в дверь. Входит взрослый, переодетый в костюм Александра Невского.
Александр Невский : Здравствуйте, ребята! Я услышал, что вы обо мне говорите, и решил к вам прийти в гости. А еще я слышал, что вся страна скоро будет отмечать День защитника Отечества. А вы хотите стать настоящими защитниками своей страны? Тогда вас необходимо посвятить в воины.
К сожалению такой же обряд посвящения в воины, какой был в мое время, мы не сможем провести, т. к. у нас нет коней и мечей. Но современный обряд посвящения в воины мы провести сможем. Вам, мальчики, предстоит ответить на вопросы и показать какие вы ловкие, сильные и умелые.
Так как в годы испытаний на защиту Родины поднимались все от мала до велика, то девочки тоже могут помогать мальчикам, если они будут испытывать затруднения.
А вот к месту проведения испытаний мы отправимся с песней «Бравые солдаты».
Дети хором исполняют песню «Бравые солдаты» и переходят к месту проведения игр.
Александр Невский : Итак, первое, чему меня учили - это грамоте. И первое ваше задание будет называться «Составь слово».
Каждому ребенку раздается набор букв для составления слов «армия», «солдат», «танк», «пушка» и др. Каждый ребенок из набора букв составляет определенное слово.
Пока дети составляют слова, звучит мелодия А. Филиппенко «Наша Родина сильна».
Александр Невский : Чтобы стать сильным и крепким необходимо заниматься спортом, я думаю, вы все это знаете. А вот попробуйте ответить на вопросы, касающиеся спорта.
Презентация 2 (слайд1, 2).
Дети, просматривая слайды, отвечают на вопросы.
Александр Невский : Затем, чему учили меня? Правильно, стрельбе из лука. И вам сейчас предстоит пройти испытания под названием «Меткий стрелок». Каждому мальчику необходимо будет попасть мячом в корзину. Если мальчик промахнется, то ему на помощь может прийти девочка.
А сейчас вам предстоит отгадать непростые загадки.
1. Как называется подросток, изучающий морское дело? (Юнга)
2. Глазами не увидишь, руками не возьмешь. А без него в атаку не пойдешь. (Ура)
3. Две головы, шесть ног, две руки, один хвост. (Всадник)
4. Два арапа, родные брата, ростом по колено, Везде с нами гуляют и нас защищают. (Сапоги)
5. Как называются наплечные знаки военного? (Погоны)
6. Ползет черепаха - стальная рубаха. (Танк)
- Молодцы!
На войне, как известно, случаются ранения и каждый должен уметь оказать первую необходимую помощь. На помощь раненым всегда приходили женщины. И следующее испытание будет состоять из 2-х этапов.
На первом этапе девочки должны будут забинтовать руку «раненому». А в качестве раненых у нас будут мальчики.
Пока идет первый этап игры, звучит музыка В. Шаинского «Не плачь, девчонка».
Александр Невский : А на втором этапе у нас будут вопросы. В мое время не было тех лекарств, которыми пользуются сейчас. Все недуги помогала лечить матушка-природа с ее богатым растительным миром. Вот мы сейчас и проверим, насколько хорошо ребята знают секреты матушки-природы.
- Какое лекарственное растение можно использовать при ушибах и ссадинах? (Подорожник, крапиву).
- Какое растение использовать при простуде? (Мать-и-мачеху, цветы липы, калину).
- Какие растения можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, брусники).
- Какие растения лечат от семи недуг? (Лук, чеснок).
- Молодцы! Все испытания мальчики выдержали с честью и
достоинством настоящих воинов. И девочки не подвели! Как настоящие боевые подруги всегда вовремя приходили на помощь.
Воспитатель : Спасибо, дорогой гость! И на память о сегодняшней встрече мне хочется каждому из вас, ребята, подарить образ святого благоверного князя Александра Невского, чтобы вы всегда помнили о том, каким должен быть настоящий воин.