Любовь Игнатьева
Из опыта работы «Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы
Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и овладения правильным звукопроизношением. Одним из инструментов, обеспечивающих речевое развитие ребёнка – дошкольника является дидактическая игра. В своей работе я использую игры для речевого развития. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей форме.
Публикация «Из опыта работы „Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников“» размещена в разделах
Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно излагать свои мысли.
В результате проведения дидактических игр дети используют в речи сложные предложения, при пересказе могут пользоваться прямой и косвенной речью, самостоятельно составлять рассказы по образцу и схеме, по сюжетной картине, по набору картинок пересказывать небольшие рассказы, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки, определять место звука в слове, подбирать к существительным прилагательные, к данным словам – антонимы.
Данные игры способствуют пополнению словарного запаса детей, расширяют кругозор, помогают в решении вопросов умственного развития детей, совершенствованию внимания, памяти, мышления, наблюдательности. Речь детей становится более чёткой, правильной, выразительной. Время проведения дидактических игр - это образовательная деятельность, утренние и вечерние отрезки времени, режимные моменты, прогулка.
Для развития фонетической стороны речи я использую дидактические игры : «Поймай звук», «Кто найдёт 20 предметов, в названии которых есть заданный звук», «Замкни цепочку», «Каждому звуку свою комнату», «Разгадай ребус». Систематичное проведение дидактических игр помогает развитию лексической стороны речи. Игры я подбираю в соответствии с лексической темой недели. Например: в дидактической игре «Фрукты – овощи» я закрепляю слова – обобщения и активизирую словарь по данным темам.
Для формирования грамматического строя речи я использую следующие игры: «Что в земле, что на земле», «Живые слова», «Волшебный шарик», «Уберём игрушки», «Чудесная коробка».
В дидактических играх для развития связной речи я учу детей правильно строить предложения с причинно – следственной связью, с помощью серии картинок развиваю логическое мышление. Учу понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, под, около, а также развиваю творческое воображение и обучаю свободному рассказыванию. Для развития связной речи провожу с детьми дидактические игры : «Кто больше заметит небылиц», «Где начало рассказа», «Найди картине место», «Отгадай – ка», «Составь два рассказа», «Нарисуй сказку», «Поиск пропавших деталей»
Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи детей ещё и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. В работе с родителями я использую такую форму, как «Семейная игротека». Каждая семья может взять на выходные рекомендованную игру и дома поиграть с малышом.
В своей работе я использую не только опыт своих коллег, но и свой собственный опыт : например использую дидактическую игру «Парочки»
Цель игры: познакомить детей с многозначностью слова «кисть»; расширять словарный запас, развивать связную речь, память, внимание, мышление.