Римма Порфирьевна Иванова
Особенности контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-х классов
▼ Скачать + Заказать документы
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
МБОУ «ВЕРХ-УЙМОНСКАЯ СОШ» (Слайд 1)
Из опыта организации контрольно-оценочной деятельности учащихся,
обучающихся по ФГОС НОО
Особенности контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-х классов
Публикация «Особенности контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-х классов» размещена в разделах
Традиционная пятибалльная система оценивания устарела и не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности. Общепринятая "отметочная" система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников).
Полностью сосредоточенная в руках учителя, "отметочная" система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности.
(Слайд 2) Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе.
(Слайд 3) Какие приемы оценочной деятельности используют учителя нашей школы на уроке при безотметочном обучении:
«Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;
«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;
«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь;
на каждом уроке за правильно выполненную работу (демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение УУД и активности на уроке) учащиеся получают жетоны разных цветов и формы. Каждую недели в тетрадь «успехов» дети вклеивают узор из геометрических фигур, полученных за неделю, и анализирует свои достижения, сравнивая их с достижениями предыдущих недель. Так же в тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, “теплые слова”, комплименты как учитель так и одноклассники.
Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даё т словесную оценку: «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», «Хорошо» и т. д.
Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений». (Слайд 4)
При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ. Рассчитаны на четверть. По этим листам хорошо отслеживается динамика роста ученика.
Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки более лабильны, эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент); “Я хороший потому, что…” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)
Во втором классе оценочная деятельность учащихся становится более осознанной. Например, по русскому языку предлагается задание: «Подобрать пять слов с парной согласной в корне слова». Вначале необходимо выяснить, что необходимо знать и уметь для достижения цели (знание парной согласной; умение выделять и находить корень; подбирать проверочные слова).
Таким образом, составляется план совместных действий, определяется последовательность. После завершения работы идёт самопроверка, где ребёнок учится контролировать самого себя. На полях тетради фиксирует знаком, символом результат выполнения задания. Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком оценкой. При таком несовпадении идёт разъяснительная работа с детьми. Ошибки, исправленные детьми, считаются их достоинством, так как в большинстве случаев своих ошибок дети не видят. Третий и четвёртый годы обучения можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе (определить объём и содержание требуемой дополнительной тренировки).
Формы контроля и оценки (Слайд 5)
Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
стартовые (входной контроль) и итоговые проверочные работы;
текущие проверочные работы;
тестовые диагностические работы;
устный опрос;
проверка сформированности навыков чтения;
“портфолио” ученика.
(Слайд 6) Также ведется работа по накопительной системе оценки в рамках «Портфеля достижений» обучающихся 1 – 4-х классов по трё м направлениям:
- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы наблюдений и т. д.);
- выборка детских творческих работ, стартовая диагностика, промежуточные и итоговые работы по русскому языку, математике, окружающему миру;
- материалы, характеризирующие достижения обучающихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, смотрах, спортивных мероприятиях и т. д.)
Мониторинг сформированности УУД: (Слайд 7)
1-й этап – диагностика детей психологом на предмет сформированности умений, развиваемых в начальной школе;
2-й этап – проведение игрового занятия с использованием заданий, объектом контроля которых являются овладение способами решения проблем творческого и поискового характера, основами логического мышления, способами получения информации и др., наблюдение и анализ выполнения заданий;
3-й этап – проведение урока с использованием групповых форм работы, наблюдение и анализ коммуникативных УУД.
Уважаемые коллеги! На свете живет так много людей, а учителей среди них так мало! И все же мы самые творческие и доброжелательные, умные и красивые, богатые духовно люди! Желаю Вам творческих учеников, понимающих родителей; доброжелательной администрации и, конечно, успехов, головокружительного счастья, достойной зарплаты. С новым учебным годом!