Лариса Ведрова
Дыхание по методу Бутейко (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Из личного опыта «Дыхание методом Бутейко»
Вдыхая воздух, ты вдыхаешь Вечность,
А вдыхая, в Ней ты растворен.
То милосердие – дыхание от Бога,
Запомни сей незыблемый Закон.
Дыхание и жизнь слились в одно понятие: человек рождается и делает первый вдох, а умирая – делает последний. Внешне простой акт дыхания – вдох, выдох, задержка – поддерживает сложнейшие жизненные процессы в человеческом организме. С прекращением дыхания прекращаются любые проявления жизни. Эта особенность дыхания была подмечена еще древними мудрецами, считавшими дыхание «опорой жизни». Они установили, что через дыхание организм человека связан с Вселенной и что за простым актом вдоха, выдоха и задержки дыхания скрывается «управление» и «питание» человека со стороны Вселенной.
Публикация «Дыхание по методу Бутейко (из опыта работы)» размещена в разделах
Путем изучения связи дыхания с проявлениями различных жизненных функций было установлено, как вдох, выдох и задержка влияют на них, а так же, как, самостоятельно меняя дыхание, произвольно регулировать те или иные процессы, функции организма.
Чтобы хорошо ориентироваться в науке о дыхании, человеку надо быть не только весьма грамотным, но и крайне наблюдательным и терпеливым. Редкий человек соединяет в себе овладения этой наукой, делая вдох, выдох и задержку дыхания, человек должен чувствовать, как дыхание вливается в его организм, как оно распространяется. Тот, кто желает ее освоить, должен все это сам почувствовать, ощутить и научиться управлять своим дыханием.
Во многих оздоровительных дисциплинах упор сделан на дыхании и его видоизменениях. Например, с помощью дыхания по методу Стрельниковой ставят голос певцам, лечат астму и некоторые другие заболевания; методом Бутейко лечат астму, гипертонию и множество других заболеваний.
Константин Павлович Бутейко отнюдь не случайно открыл свой метод дыхания. Стечение обстоятельств и наблюдательность, помноженные на знания, позволили сделать с успехом его открытия.
Бутейко стал экспериментировать – дышал усиленно в полную грудь, глубоко. В результате – головокружение, сжимает виски, плохо с сердцем, слабость. Когда же он, наоборот, тормозил дыхание, то оживал через несколько минут.
Исходя из обширной практики, Бутейко утверждает, что существует одна болезнь – глубокое дыхание, зато симптомов у нее 150! Вот
симптомы болезни глубокого дыхания, исчезающие в процессе его ликвидации по методу ВЛГД (волевой ликвидации глубокого дыхания).
Нетрадиционные методы
оздоровления дошкольников.
Предпочтительно проводить оздоровительную профилактическую и коррекционную работу совместно с родителями и другими членами семьи с разрешения медицинского персонала. Для этого можно организовывать не только праздники, но и целевые прогулки к определенным объектам природы, экскурсии, походы в лес, к водоему, в заповедник на весь день, мини-соревнования, сюжетно-сказочные эстафеты, игры-поединки на быстроту реакции, координации движений, шутливые старты – аттракционы и т. д.
Совместно с родителями можно согласовать способы оздоровительных процедур и закаливания: дневной сон на полу, обливание водой комнатной температуры, бег в трусиках, маечках и кедах в осенний период на участке, полоскание горла водой комнатной температуры и т. д.
Педагогу необходимо дифференцированно подходить к нагрузке детей физическими упражнениями т в выборе способов оздоровительной работы. Фито процедур с учетом переносимости предложенной деятельности.
Группы здоровья:
- 1-а группа – профилактическая. Цель: повысить способность адаптации организма ребенка к неблагоприятным воздействиям внешней среды, создать условия для последующей работы.
- 2-а группа – интенсивная. Цель: дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировать дыхание, укреплять мышцы.
Методические рекомендации : Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, мускулатуру кишечника, сердце, легкие, вызывает активное потовыделение, вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более интенсивным нагрузкам. Однако его нужно дозировать.
Дыхательная гимнастика по системе Бутейко.
Цель: обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру.
Методические рекомендации : проводится в специально отведенной комнате, как со всеми детьми, так и индивидуально. Выполняя дыхательную гимнастику, мы приводим себя в гармонию с окружающим миром. Это укрепляет и способствует оздоровлению системы дыхания, улучшает деятельность желудка и желудочно-кишечного тракта, благотворно влияет на нервную систему. Дыхательные упражнения с задержкой снижают бронхоспазмы.
Когда я начала после обучения этого комплекса заниматься, то в начале, испытывала большие трудности, невозможно было дышать,
кружилась голова, так как дыхание было неправильное во время выполнения упражнений и даже во время ходьбы. Мы должны, в начале правильно дышать и уметь делать задержку дыхания :
Затем эта кривая изменяется.
В этом году детей с нарушением заболевания верхних дыхательных путей у меня в группе – нет. Зато в предыдущих выпусках были такие дети: Оля К., Аня Г. С разрешения родителей и врача, я занималась с ними индивидуально 3 года. Могу сказать, что результат: у Ольги, мы свели к нулевому результату заболевание, а у Ани – до минимума.
Так же, я использую дыхание по методу Бутейко на физкультурных занятиях в водной части и заключительной; в гимнастике после сна в постели. Главное – это научить не только детей, но и взрослых правильному дыханию с задержкой на максимальную паузу.
Дыхание методом ВЛГД – волевая
ликвидация глубокого дыхания.
Вот несколько дыхательных упражнений, при помощи которых можно снять некоторые симптомы заболеваний (начальная стадия).
1. Ч. п – частота пульса.
2. К. п. – контрольная пауза – это задержка дыхания через нос до первых неприятных ощущений или до первого желания вздохнуть.
3. М. п. – максимальная пауза – это то задержка дыхания после выдоха через нос до максимально-неприятных ощущений, но после паузы не должно быть глубокого вдоха.
4. Ч. д. – частота дыхания.
Как снять заложенность носа
1. Зажать нос на 15 сек. (не дышать) и массировать нос (можно и большее время).
2. Зажать нос на м. п и попрыгать на всю ступню (на двух ногах).
Как снять насморк (не простудного характера)
1. Сделать глубокий массаж ягодиц (самого мягкого места).
2. Выдавить сок одного зубчика чеснока и вставить в ноздрю ( конечно же развести водой 1:4).
Как снять кашель
1. Ворочать языком и глотать слюну как можно больше и чаще.
2. Зажать нос на м. п и кашлять при закрытом рте.
Ангина
1. Нужно полоскать рот раствором: на 1 стакан теплой воды – 1 ч. л. соли + 0.5 ч. л. соды (если только появились покраснения).
2. Но, если же уже появились беленькие точки, то раствор делать сильнее: 2 стакана воды – 2 ч. л. + 1 ч. л. соды).
Озноб
1. Ноги в горячую воду (как можно горячее) на 5 минут, при этом закрыть левую ноздрю и дышать правой. Если поднялась температура, то дышать левой, а ноги в воду опускать не надо. Если у ребенка поднялась температура, надо его обтереть 3% раствором уксуса, выполнить 4-е условие, закутать, закрыть правую ноздрю (тампоном).
Правая – солнечная, теплая.
Левая - лунная, холодная.
Если холодно, надо закрыть левую ноздрю и дышать – согреться.
Если тепло, закрыть правую – станет прохладнее.
Как снять приступ удушья
1. Применить правило правой и левой руки (15 минут).
2. Зажать одну половинку носа и подышать второй 5 минут.
3. Если через 5 минут улучшения не наступило, тогда через 5-6 актов дыхания делать паузу в 3 секунды (зажав нос) и не дышать.
4. Если через 10-15 минут не помогло, применить ингалятор, но на расстоянии 10-15 см (воздух нюхать только носом).
Сухой кашель
Надо сделать массаж от плеч до грудной клетки (похлопывание). От плеча и до конца лопаток, растереть до красноты (не трогая позвоночника). Если мокрота не отходит, нужно пить подсоленную воду с черным перцем по вкусу. Пить глоточками. Сделать компресс из 3% раствора уксуса на ночь на воротниковую зону.
Упражнения на дыхание
1. Поза аист 1 раз утром (стоять на одной ноге, а руки сцепить одна сверху, а другая снизу за головой) чередовать.
2. Поза лук (лечь на живот, руки вдоль туловища, согнуть ноги в коленях, попытаться выгнуться и достать руками ноги, покачаться на животе, как пресс-папье).
3. Поза кобры (лежа на животе, руки под грудью и медленно подниматься, посмотреть на правую ногу, левую, затем медленно вернуться в исходное положение).