Чинчи Оюн
Из истории Наадыма. Три составляющих праздника.
▼ Скачать + Заказать документы
История празднования Наадыма насчитывает многие тысячелетие, хотя в Туве он начал праздноваться лишь в начале 20 века. Само слово» Надом»(тув. Наадым) монгольского происхождения и означает «празднество», «состязание», «игрища» Н. Л. Жуковская вычленила в эволюции Надома несколько пластов (Календарные обычаи и обряды,1989,с273). Самый ранний, по ее мнению, этап - родовое жертвоприношение в честь духа-хозяина местности и предков рода, которое устраивалось в середине лета, когда уже имелось определенное обилие молочных продуктов, сопровождавшееся праздничным гулянием, играми, спортивными состязаниями.
Публикация «Из истории Наадыма, Три составляющих праздника,» размещена в разделах
Второй этап связан с процессом феодализации общества. Сохраняя свое первоначальное значение, Надом приобрел дополнительную функцию военного смотра, это был своего рода отбор воинов для дружин и нойонов.
Третий этап в эволюции Надома Н. Л. Жуковская связывает с вхождением Монголии в состав Цинского Китая.
И, наконец четвертый этап в истории Надома начался с 1921года. С этого момента он был приурочен ко Дню победы Народной революции 11июля и получил новую, соответствующую политическим, социальным и культурным условиям, окраску.
На наш взгляд, перечисленные пласты в эволюции Надома выглядят вполне убедительно, в дальнейшем мы будем опираться на эти выводы. Также рассматривая тувинский вариант Наадыма, остановимся на его традиционной стороне, так как именно она оказалась самой устойчивой и выдержала испытание временем.
Наадым в обязательном порядке включал в себя национальную борьбу хуреш и стрельбу из лука, конные скачки. Эти же виды спорта лежат в основе монгольского Надома и чаще для обозначения этих игр монголы пользуются термином «эрийн гурван надом», что в переводе означает «три игрище мужей».
Национальная борьба Хуреш была и остается «гвоздем» Наадыма. Своими корнями она уходит в глубину веков. Тувинский героический эпос изобилует эпизодами, где два богатыря, встретившись на дороге, договариваются помериться силой, исполняют «танец орла». Из века в век, от поколения к поколению эта борьба обогащалась все новыми и новыми элементами, постоянно усложнялась и приобрела чрезвычайную популярность в народе. Одновременно совершенствовался и костюм борцов. Если раньше он представлял собой короткий халат с широкими штанами то впоследствии это уже облегающее спортивные трусы, затянутые ремнем, и короткая курточка с длинными рукавами, прикрывающая только спину борца, оставляя его грудь обнаженной (содак-шудак).
Перед началом борьбы зрители рассаживались в виде большого круга, в одной его части располагались судьи, в основном из числа бывших борцов-чемпионов, а напротив борцы. Их число обязательно должно быть четным, чтобы никто не оставался без пары. На 16 или 36 борцов назначались два секунданта на 66-4, а, на 128 борцов 8 секундантов и т. д. (И. У. Самбу. Тувинские народные игры, 1978,с. 36).
Началу борьбы предшествовал выход всех участников соревнования в центр круга, исполнение ими «танца орла», поклоны судьям, а затем вновь в ритме танца они разбивались на две равные группы и освобождали поле предстоящих поединков.
Потом начинается борьба, которая постепенно набирает силу, по мере накала страстей у борцов нарастает и интерес зрителей. Главная задача каждого борца состояла в том, чтобы удачно схватить противника за плечи и с силой пригибать его к земле до тех пор, пока тот не коснется ее любой части тела, кроме одного колена. Коснувшийся земли борец признавался побежденным и выбывал из игры. С первого взгляда основная задача борца может показаться несложной, но, однако, способ достижения победы нелегок. У тувинцев существует множество приемов борьбы. П. Е. Островских писал: «Борьба начинается неизменно установленным приемом захвата противника: шея по шее и плечо к плечу, а кончается подножкой или броском. Иногда внезапная хитрая уловка обнаруживает в борьбе или долгую тренировку, или большое проворство» (П. Е. Островских. «Оленные тувинцы», 1927,с90»).
Победителя радостно приветствуют зрители, он опять воспроизводит полет орла, похлопывает себя по бедрам, прыжками обегает вокруг побежденного, раскланивается перед зрителями, секундант в это время надевает ему на голову шапку. Победивший в поединке борец имел право участвовать в следующем туре состязаний и для него выбирали нового противника. Если во всех турах удавалось одержать победу, борцу присваивали титул абарга (монг. аварга,т,е. исполин).Вторым по значимости званием было Арзылан-Лев, третьим- Чаан-слон.
Кроме присвоения высоких званий и титулов, борцам победителям вручали награды. Нередко в ее качестве борец получал коня-подарок поистине бесценный для кочующего арата.
Следующим видом спорта была стрельба из лука, двух видов: стрельба из лука в ремень (баг адары)и стрельба из лука в мишень (кара адары).
Вообще лук и стрелы издавна у кочевых народов и их армий относились к военным атрибутам, поэтому стрельба была своего рода военным искусством, требующим исключительной меткости и ловкости. Позже, когда появилось огнестрельное оружие, стрельба из лука перешла из категории военного искусства в вид спорта и сохранилась как одна из важных составных частей Наадыма. Недаром Н. Л. Жуковская связывала второй этап в эволюции Наадыма с процессом феодализации общества, когда ханы и князья устраивали военный смотр для отбора самых лучших стрелков в сбои дружины. При стрельбе из лука в ремень расстояние между игровой площадкой (хараачыгай) и местом стрелка устанавливалось в 100-150 шагов. Плотно смотанные особым образом ремни клали близко друг к другу, чтобы между ними не пролетела стрела. Четыре фигуры (ремня) ставили на переднем прицеле, две - во втором ряду и три на заднем прицеле, а в центре обязательно ставилась главная фигура «чурек» (сердце). Она представляла собой большую по размерам фигуру, сплетенную из множества дорогих ремней и мелких ремешков. Второй вид стрельбы отличался от предыдущего тем, что целью были не ремни, а мишень, и расстояние между нею и стрелком гораздо больше - от 200 до 300 шагов. В качестве мишени служила подвешенная шкура белого коза в виде бегущего зверя. Выигрывал тот, кто большее число, раз попал в грудную часть шкуры-мишени. Иногда мишенью служил колобок, скатанный из козьего пуха, расположенный на возвышенности с расчетом, чтобы при попадании он откатывался. Победителями этого вида спорта признавались те стрелки, которые набирали наибольшее число попаданий.
Популярной частью Наадыма были и конные скачки (аът чарыштырары). Пожалуй, именно в них наиболее ярко выразился национальный колорит тувинцев, ибо без коня совершенно немыслима жизнь скотовода-кочевника. Если для того, чтобы стать борцом или стрелком из лука, требовались особые таланты, то наездником был фактически каждый, и женщина не составляла в этом исключения.
В зависимости от способностей и возраста лошадей конные скачки устраивались среди рысаков и иноходцев: Одновременно в соревнованиях могли участвовать два вида иноходцев: челер (при беге четыре ноги чередуются)и чыраа (правая передняя и правая задняя ноги одновременно поднимаются и опускаются, затем левая передняя и левая задняя, а скорость у обоих была одинаковая.
Перед состязаниями, примерно за месяц до начало праздника, скакунов специально закаляли (соодар) и тренировали (кузургедир) по особым правилам, уже известным не одному поколению. Вот, что пишет Н. Л. Жуковская: «Их (скакунов) выпасают на пастбищах с особым травостоем, регулируют количество выпиваемой ими воды на водопое, устраивают предварительные заезды. Кроме того, важно научить лошадь не запариваться, не выделять обильный пот на скаку. Поэтому их тренируют ежедневно в полдень в самую сильную жару. Иногда укутывают в овчину и в таком виде гонят на гору. Через десять дней такой тренировки, лошадь готова к скачкам; она перестает потеть, сбрасывает лишний жир» (Н. Л. Жуковская,1988,с 65)
Во время тренировки коня наездник, как правило, сам тоже занимается усиленной подготовкой, повышал свое мастерство, так как в этом виде спорта от него зависело не только победа, но и возможность избежать какой либо травмы, если вдруг лошадь вздумает выкинуть что-нибудь непредсказуемое. Чаще всего наездники являлись хозяевами своих лошадей, это намного облегчало их подготовку к скачкам.
Самое трудное в скачке для наездника, по словам тувинцев, это приспособиться под своего коня, шутят они, к каждому нужен особый подход. Наездник и конь должны быть единым целым. Только когда эти двое понимают друг друга без слов, можно рассчитывать на победу.
Дистанции заезда различны; от 15 до 40км. В обязанности секунданта входили разъяснение маршрута, фиксирование скорости бега на время. Та лошадь, которая оказалась первой в своем заезде и показала наилучшее время среди первых лошадей в других заездах, получала титул «Чугурук-Доруг»(Скакун гнедой, а остальным победителям давали прозвище «Сыын-Кара»(Серый конь, «Чугурук - Сарала»(Скакун пестрый) и т. д. Вниманием и призами отмечали также наездников. Для зрителей и судей победа, одержанная в скачках, была и победой их хозяина-наездника, поэтому успех им принадлежал в равной мере.
«Для нас, тувинцев, скачки - больше, чем спорт, больше, чем хобби – говорят постоянные участники соревнований – Скакать верхом и просто видеть красивую лошадь – это потребность, удовольствие для души».
Таким образом, рассмотренные три основные составные Наадыма позволяют сделать вывод о том, что это праздник несет в себе черты общественного праздника. По всей вероятности, Наадым, имевший многовековые корни и древнейшие источники, оказался более устойчивым и менее подверженным идейным новшеством, чем другие сферы общественной жизни.
Литература:
1. Жуковская Н. Л. календарные обычаи и обряды. М., 1989.
2. Жуковская Н. Л. категории и символика традиционной культуры монголов – М., 1988.
3. Каррутерс Д. Неведомая Монголия – М., 1914.
4. Островских П. Е. Оленные тувинцы – М., 1927.
5. Самбуу И. У. тувинские народные игры – Кызыл, 1978.
6. Чадамба Л. М., Ак-кыс Е. М., Дамба-Кызыл М. М. Люди и события – Кызыл, 2002.