Ирина Матвеева
Занятие по ознакомлению детей с творчеством великого русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина
▼ Скачать + Заказать документы
Иван Иванович Шишкин.
Подготовительная к школе группа.
Цель: Ознакомление детей с творчеством великого русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина.
Задачи:
• Формировать у детей умение видеть красоту родной природы, чувствовать восторг и интерес к живой природе при рассматривании картин Шишкина.
• Развивать познавательно-творческие способности детей, обогащать словарный запас, через стихотворный текст.
Публикация «Занятие по ознакомлению детей с творчеством великого русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Шишкин И.И., художник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
• Воспринимать произведение искусства, понимать настроение, содержание, рассматривая картины;
• Воспитывать уважение и чувство гордости к людям, чья жизнь является примером для молодого поколения, через произведения.
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами станем участниками путешествия, в которое нас приглашает художник, больше всего любивший изображать на своих полотнах лес. Даже фамилия этого художника была лесная – Шишкин, а имя и отчество – очень русские и простые: Иван Иванович. (демонстрация портрета художника).
Наше занятие я хочу начать строчками стихов Баратынского:
С природой одною он жизнью дышал!
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна.
Современники называли его «царем леса». Характерны и названия картин Шишкина: самая известная - «Утро в сосновом лесу».(Рассматривание картины).
“Утро в сосновом лесу” – одно из самых популярных произведений русской живописи. Художник как бы открывает перед нами глухую чащу леса, передает состояние природы, только что начинающей пробуждаться. Над густо заросшим оврагом голубеет утренний туман. Первые лучи солнца начинают проникать в чащу, золотя верхушки деревьев. Проснулись и обитатели леса. Играющие медвежата и медведица дополняют образ дремучего леса.
Оказывается, Шишкин относился к себе очень критически и понимал: обитателей лесной чащобы – медведей – он не сможет написать так же достоверно, как лес. Поэтому попросил изобразить их своего друга, Савицкого. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине. К сожалению, надпись этого художника на картине впоследствии стёрли. Но сделал это не Шишкин, а владелец картины Павел Михайлович Третьяков.
Демонстрация картины «Рожь».
“Рожь” – одно из лучших произведений в творчестве художника. Это полотно принесло Шишкину заслуженную славу. Широкие просторы ржаного поля изобразил художник в картине. Насколько может охватить глаз, до самого горизонта раскинулось золотое волнующееся от ветра море поспевающих хлебов. Высокой стеной подошли они к дороге, уходящей вдаль. Над полем ржи высятся могучие сосны-великаны, словно охраняя это несметное золотое богатство. Сосны уходят в глубину до самого горизонта, и это усиливает ощущение бесконечного простора русского равнинного пейзажа. Знойный летний день предвещает грозу. От долго стоящей жары небо обесцветилось, утратило звонкую синеву. Из-за горизонта уже ползут первые грозовые тучи.
С большой любовью и мастерством написан передний план картины: и покрытая легкой пылью дорога с проносящимися над ней ласточками, и тучные спелые колосья, и белые головки ромашек, и голубеющие в золоте ржи васильки. Все эти детали обогащают картину, придают ей жизненную убедительность и задумчивость.
Разумеется, такие могучие деревья никогда не растут в поле. Их неминуемо выкорчевали бы, поскольку они мешали расти пшенице. Но попытаемся «стереть» деревья с пейзажа. Пусто и скучно станет в поле.
Картина “Рожь” – это обобщенный образ родины. В ней победно звучит торжественный гимн обилию, плодородию, величественной красоте русской земли. Огромная вера в мощь и богатства природы, которым она вознаграждает труд человека, – вот основная мысль, которая руководила художником при создании этого произведения.
Демонстрация картины «Среди долины ровные».
Картина «Среди долины ровные» была написана Шишкиным в 1883 году. Перед нами – равнинный русский пейзаж. Невозможно охватить взглядом бескрайние просторы долины. Ей нет границ и нет конца. Где-то далеко поблескивает водой речушка, белеет небольшая церквушка.
Задний план полотна будто «утонул» в легкой зыбкой дымке. Чередование разных по цветовой насыщенности планов делает пейзаж динамичнее, давая возможность «почувствовать» пространство.
Среди бескрайних полей вьется тонкой лентой – и теряется у линии горизонта – проселочная дорога. Художником мастерски переданы очарование и прелесть цветов и трав, растущих по обочинам дороги, - ромашки, колокольчика, боярышника. Тонкие и хрупкие, они словно подчеркивают величественную мощь и силу дуба, одиноко возвышающегося над долиной. Многие столетия стоит он – одинокий, спокойный, благородный. Беды и невзгоды искривили его ветви, но благодаря ним он стал еще сильнее.
Облака еще почти безмятежны, но в воздухе неуловимо чувствуется приближение грозы. Вот предгрозовая тишина разлилась по долине. Темной волной пробежала по земле тень от туч. Кажется, что дуб, широко раскинув свои руки-ветви и слегка шевеля листвою, спокойно ожидает поединка со стихией. Он уверен, что буря не сможет сломать его мощный ствол.
Картина «Среди долины ровные» - одно из самых романтических и торжественно-монументальных произведений художника. В ней во всем величии и полноте показаны и русская природа, и русская душа. Одинокий дуб, возвышающийся над долиной, - будто символ. Русская душа, как и дуб, обязательно сможет все выдержать и все преодолеть.
Демонстрация картины «На Севере диком…»
На далёком севере в зимнее время ночь длится целые сутки. Наверное, поэтому на следующей картине И. И. Шишкина по мотивам стихотворения М. Ю. Лермонтова «На Севере диком…» мы видим зимнюю ночь. Художник использует контрастное изображение: ослепительно белый снег и чернеющее небо. Если мы внимательно присмотримся к изображению сосны, то увидим, что с правой стороны снег на её ветвях освещён. На картине нет луны, но именно её свет озаряет вершину скалы.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета как роза, она…
(М. Ю. Лермонтова)
Демонстрация картины «Рубка леса»
Картина И. И. Шишкина «Рубка леса» - одно из самых ранних произведений художника. Она была написана в 1867 году во время второй поездки живописца на Валаам. Картина послужила, по существу, началом великой эпопеи русского леса, которую художник создавал на протяжении всей своей жизни. Главным героем своего пейзажа Шишкин выбрал хвойный лес, самый характерный для севера России и воплощающий в себе идеологию национального пейзажа. В произведении «Рубка леса» художник с упоением описывает красоту северного хвойного леса. Художник стремится к реалистическому изображению природы – в рисунке угадывается не только порода дерева, но и другие его особенности, например, возраст. В полотне «Рубка леса» еще нет тех обобщений, которые будут присутствовать в более зрелых картинах Шишкина. Но уже в ней угадывается мастерство начинающего художника, умеющего легко и непринужденно раскрыть характерные особенности русской природы.
Демонстрация картины «Корабельная роща»
«Корабельная роща» - это символ Родины, её спокойствия, величия, незыблемости. Рядом со стройными могучими великанами тянется вверх такая же стройная сильная молодая поросль – опора и надежда старших поколений. И вновь ясный солнечный свет пронизывает эти мощные кряжи, эту величавую силу и мудрость природы. Художник изобразил сосновый мачтовый лес, освещенный солнцем. Он передал тишину, успокоенность леса. Состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей. В ней он передал то чувство любви и гордости за красоту земли-матери, которое не покидало его на протяжении всей творческой жизни.
Картина «Корабельная роща» - последняя работа художника (1898).
Шишкин – художник, который исходил пешком сотни километров по лесам и полям России.
Полотна его отличаются солнечностью, ясностью, радостью, в них он раскрывает поэтические черты русской природы.
Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав.
Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, - тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвою и климатом, где художник заставлял их расти.
Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях.
Самая местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и пр. - получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности.
Список использованной литературы
1. Журнал: «Дошкольное воспитание».
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://artwork2.com/content/peizazhi-shishkina-i-i-russkii-les-v-kartinakh-znamenitogo- khudozhnika
2 http://jivopis.org/shishkin-ivan-ivanovich--sosnovyj-bor-utro-v-sosnovom-lesu-sredi-doliny- rovnyya/