евгения яцкевич
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией
для подготовительной группы
«Создание мини-музея народных промыслов»
(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Цель: закрепление знаний характерных признаков народных промыслов (гжельской, хохломской, городецкой, дымковской и жостовской росписи)
Задачи:
Образовательная
1. Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.
Публикация «Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
2. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.
3. Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках росписей, традициях.
4. Различать и называть изделия народных промыслов в повседневной жизни: народные игрушки (Дымка, посуда (Хохлома, Гжель, разделочные доски (Гродец, подносы (Жостово) и их характерные особенности.
5. Различать материалы народных промыслов (дерево, глина, жесть, фарфор).
Развивающая:
1. Развивать речь, память, мышление.
2. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.
3. Развивать творческие способности.
Воспитательная:
1. Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, народным традициям.
Выставка экспонатов для мини-музея:
Дымковская игрушка, гжельская посуда, хохломские изделия, Жостовские подносы, городецкие доски, шкатулки.
Предварительная работа:
- занятия по мотивам народных росписей;
- занятия по изо-деятельности (лепка, аппликация, рисование);
- театрализация народных сказок, шуточных попевок, сценок, народных игр.
Материалы:
- силуэты из бумаги дымковских игрушек, жостовских подносов, городецких досок, гжельских тарелок, хохломской посуды;
- заготовки фигурок из глины и гипса для росписи дымковской игрушки;
- изготовление шкафчиков из спичечных коробков для городецкой росписи;
- раскраски по каждой росписи.
Ход занятия
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
На подносе, под платком, лежат различные предметы народных промыслов (фабричные и самодельные) – Гжель, Городец, Хохлома, Дымково, Жостово.
Дети играют. Вдруг начинает играть яркая народная композиция (комаринская, плясовая и т. п.).
Воспитатель: Ребята, что за музыка звучит? (ответы детей) Как вы думаете, куда она нас приглашает? (ответы детей) Правильно, она нас зовет в деревню, к русскому народу.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы сегодня с вами откроем наш мини-музей «Народных промыслов». Посмотрите (снять платок) какие предметы народных умельцев лежат в этом чудесном подносе. Они не простые, их сделали русские мастера из Дымково, Городца, Гжели, Хохломы, Жостово. А вот эти работы умельцев из нашей группы.
Воспитатель:
Посмотрите! Эти вещи
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо-люди – мастера!
А вот какие это промыслы, вы догадайтесь сами.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
1. О ПРОМЫСЛАХ
Дымковская игрушка
Воспитатель: Отгадайте-ка загадку:
Веселая красная глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы
А ну, назовите меня!
Что это за роспись такая?
Дети: Дымковская игрушка.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите на слайд. (№1, на слайде – разные виды дымковской игрушки). Кто сможет рассказать об этом промысле и показать изделия? Выбирается ребёнок и рассказывает о народном промысле – дымковская игрушка. (откуда промысел, материал, какие изделия) и показывает.
История, особенности промысла : Дымковская игрушка появилась в посёлке Дымково, около города Вятка. Делают ее мастера из красной глины, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги овалы, горошины, сочетание мелких и крупных элементов).
Воспитатель: Спасибо. А может кто-то знает стихотворение о дымковской игрушке? Выходит ребёнок и читает стихотворение.
Возле Вятки самой,
Дымково-поселок
Окоймлен лесами
Уголок веселый.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Гжель
Воспитатель: Хорошо. Переходим к следующему экспонату. Снова загадка:
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Дети: Гжель!
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на слайд. (№2, на слайде – разные виды гжели). Кто хочет рассказать о гжельской росписи? Покажи нам, пожалуйста, предметы с гжельской росписью. Выбирается ребёнок и рассказывает о народном промысле – гжели и показывает.
История, особенности промысла : Гжель – это селение под Москвой, около реки Гжелка. Гжельская посуда сделана из тонкого белого фарфора, которую расписывают всеми оттенками синего цвета в виде птиц, животных, а также растений. Самый красивый узор – это гжельская роза. После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи. Посуда становиться блестящей.
Воспитатель: Спасибо. А может кто-то знает стихотворение о гжельском промысле? Выходит ребёнок и читает стихотворение.
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –
Быль или небыль?
Изделие рук золотых.
Синяя сказка –
Глазам загляденье;
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая Гжель.
Городец
Воспитатель: Спасибо. Переходим к следующему промыслу. И снова загадка:
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят,
И точки черно-белые
На солнышке блестят.
Дети: Городец.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите на слайд. (№3, на слайде – разные виды предметов городецких мастеров). Скажите, что же такое городецкая роспись? Выбирается ребёнок и рассказывает о народном промысле – городецкой росписи и показывает.
История, особенности промысла : Городец. В маленьком городке на берегу Волги появились мастера, которые делали изделия из дерева (доски, шкатулки, мебель) и расписывали их. Основной мотив – цветок (розы, розаны, ромашки, купавки, а также птицы, животные. Городецкая птица является символом семейного счастья, а конь-символом богатства. Фон не окрашен, имеет цвет дерева. Готовые изделия покрывают лаком.
Воспитатель: А может кто-нибудь знает стихотворение об этом промысле? Выходит ребёнок и читает стихотворение.
Есть на Волге город древний
По названью – Городец
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Мастера из Городца
Сотворяют чудеса:
Прялки и ложки,
Бочонки и плошки,
Тарелки и скалки –
Хозяйкам подарки.
Хохлома
Воспитатель: Спасибо. Переходим к следующему экспонату. Что это?
Разные ложки и ковши
Ты разгляди, не спеши.
Трава там вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют…
Дети: Хохломой!
Воспитатель: Посмотрите на слайд. (№4, на слайде – разные виды хохломской посуды). Скажите, что же такое Хохлома и где изделия с хохломской росписью? Выбирается ребёнок и рассказывает о Хохломе.
История, особенности промысла : Хохломские изделия появились у мастеров из села Хохлома, тоже на Волге. Их изготовляют из липы, березы, ольхи, осины: ложки, горшки, миски, мебель и т. д. Сначала их просушивают, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками растительным узором (стебли, травка, цветы, ягоды, листики). После росписи покрывают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда хохлома называется золотой.
Воспитатель: Покажи нам, пожалуйста, предметы золотой хохломы. (кто-то из детей показывает) А может кто-нибудь и стихотворение об этом промысле знает? Выходит ребёнок и читает стихотворение.
Хохломская роспись – алых ягод россыпь.
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудесней… наша Хохлома.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Столько стихотворений знаете о народных помыслах!
Жостово
Воспитатель: Ребята, мы про все экспонаты мы рассказали?
Дети: Нет. Остался жостовский поднос.
Воспитатель: Посмотрите на слайд. (№5, на слайде – разные виды жостовсой росписи). А кто хочет рассказать про этот промысел? Выбирается ребёнок и рассказывает о жостовской росписи.
История, особенности промысла : Жостовская роспись появилась в деревне Жостово, Московской области. Она известна народным промыслом — изготовлением и росписью подносов из жести, по железу. Знамениты жостовские подносы. Железные подносы покрываются черной краской, а затем расписывают различными цветами. В центре цветы крупные, а по краям – поменьше. Каждый поднос разный. Фон может быть синий, зеленый.
2. ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТСО (продолжение презентации)
Игры «Четвертый лишний», «Что общего?»
Воспитатель: А теперь предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на слайд (№5). Предметы какого промысла вы видите? Какой предмет лишний? (Ответы) Молодцы!
Воспитатель: А на этом слайде (№6? (Ответы) Хорошо. Понравилось? А посмотрите здесь что лишнее? (слайд№7). А теперь другая игра «Что общего?» (слайд№8). Что общего у этих промыслов (Хохлома и Городец? (Ответы детей, они из дерева). А у этих (№9, Гжель и Дымково? (Ответы детей, они из глины).
ФИЗ. МИНУТКА «Посуда» :
Вот стоит стеклянный чайник (одна рука на поясе, другая – носик чайника)
Очень важный, как начальник.
Вот фафорывые чашки (приседания,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца (покружиться,
Если стукнуть – разобьются (хлопок,
Вот серебряные ложки (наклоны, с поднятыми вверх руками,
Вот он, жостовский поднос (нарисовать круг руками,
Он посуду нам принес.
3. ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ фоном звучит народная музыка
Воспитатель: Замечательная игра, хорошо мы размялись! Пришло время пополнить наш музей экспонатами разных промыслов. Сколько народных промыслов мы вспомнили? ( Ответы детей: Пять) Предлагаю рассчитаться на «первый, второй…пятый» и разбиться на группы по счёту. Замечательно, у нас получилось 5 групп и пять промыслов. Теперь предлагаю вам загадки, и кто первый отгадает, тот и будет выбирать задание для своей команды. Представители (победители загадок) групп вытягивают задание на листах. Задание: нужно расписать предметы той или иной росписью (из перечисленных, даются образцы элементов). Группы проходят за столы, на которых стоят корзинки с определённым набором гуаши, кисточек, тряпочек, заготовок предметов (для гжели, жостовской, хохломской, городецкой) и керамопластика с дощечками и стеками (для дымковской). Фоном звучит спокойная русская народная музыка, дети расписывают (10-15 минут).
Рефлексия
Уже появляются первые экспонаты в наш музей народных промыслов. Вам понравилось быть народными умельцами? Будем дальше пополнять музей другими экспонатами? (Конечно, да) Впереди нас ждут другие народные промыслы, не менее интересные. Спасибо всем!