Татьяна Ткачёва
Конспект занятия «История загадок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «История загадок»
Цель: познакомить детей с историей возникновения загадок; дать характерис-
тику загадке как «замысловатом поэтическом описании какого –либо
предмета или явления, испытывающего сообразительность отгадывающее-
го»; развивать умение и желание сочинять загадки, интерес к жанрам ху-
дожественной литературе, словотворчеству.
Словарная работа: загадка - малое литературное произведение, жанр х/л, старина.
Материал: иллюстрации с изображением жизни людей в старину, свеча, подбор
Публикация «Конспект занятия „История загадок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Загадок, листы бумаги и цветных карандашей по количеству детей.
Ход:
Рассказ вос-ля:
Давным-давно в старину люди начали создавать загадки. Чтобы составить загадки и разгадать их, людям требовалось много наблюдать за окружающим их миром (предметами и объектами, различными явлениями). Загадка развивала у людей наблюдательность, учила их мыслить.
В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов тайного языка, чтобы скрыть свои мысли, чтобы уберечь от «нечистой силы» своё жилище, свою семью, свой скот, орудия труда. К тайной речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных не известными вам словами, а загадками, т. е. замысловатым описанием, которое надо было расшифровать (отгадать). Это были народные загадки.
У некоторых народов в далёком прошлом бытовали «вечера загадок», которые обычно проводились осенью, по окончании сельскохозяйственных работ, т. е. уборки урожая). Садились люди вечерами целыми семьями, зажигали свечу и старшие загадывали младшим различные загадки : о человеке, одежде, доме, предметах домашнего обихода, орудиях труда, полевых работах, явлениях природы. Такие вечера были уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям и подросткам во время развлечения усваивать знания, учили наблюдательности.
Содержание загадок отражало жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др. Устаревали и отживали загадки, отражающие прошлую жизнь человека:
Без рук, без ног, всё толк да скок.
(Люлька)
Летом обута, зимой разута.
(Соха)
С развитием человека, изменилась его жизнь, она стала богаче и разнообразнее. Изменились и загадки, в них рассказывается о достижениях культуры человека, его быта.
Пыль увижу – заворчу,
Заворчу и проглочу.
(Пылесос)
Музыкант, певец, рассказчик,
А всего кружок да ящик.
(Магнитофон)
Крыльев нет, но это птица
Полетит и прилунится.
(Ракета)
Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете может быть несколько загадок. Например, в одной загадке говорится о внешнем виде зайца:
Зимой беленький, летом серенький.
в другой о том, что он легко прыгает:
Серый зверёк через кочки скок!
Лёгкие ножки и хвоста немножко.
Загадка, как жанр народного творчества, давно стала привлекать внимание детских писателей и поэтов. Продолжая народные традиции, писатели и поэты стали составлять загадки, описывающие окружающий нас мир, и загадка стала литературным жанром. Литературная загадка заметно отличается от народной. Народная сохранялась только в памяти народа, поэтому она была краткой, а автор литературной загадки мог дать подробное описание, используя при этом разнообразные художественные средства книжного стиля речи, поэтому литературные загадки нередко принимают форму стихотворения.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снег)
Так что же такое загадка?
Загадка – это малое по форме литературное произведение (жанр х/л, описывающее предметы или явления, заключающего в себе задачу или вопрос. Отгадать загадку, значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Народная м/п. игра «Сокол и лебёдушка» (физминутка)
«Вечер загадок» (при зажженной свече)
У избы побывал –
Всё окно разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост
мостил.
(Мороз)
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой -улей –пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весна)
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий!
(Небо)
Ночью по небу гуляю,
Тускло небо освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня …
(Луной)
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
(Дерево)
На шесте –дворец,
Во дворце –певец,
А зовут его… (Скворец)
Дом зелё ный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
(Горох)
Вместо хвостика - крючок,
Вместо носа – пятачок
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый.
(Свинья)
Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт?
(Петух)
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка – только раз,
Та, что выше,-
Каждый час.
(Стрелки часов)
Д/и «Сочини загадку и нарисуй отгадку»
Итог занятия.