Сирануш Долян
Использования нетрадиционного оборудования в развитии речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии ребенка, а также благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира, время наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе, как познавательного, так и речевого развития детей, является потребность в новых впечатлениях и знаниях, которые выступают базой для развития личности ребенка. Для развития познавательной активности в процессе работы над речью применяю как классические, так и инновационные методы и приемы.
Публикация «Использования нетрадиционного оборудования в развитии речи» размещена в разделах
Развивающие игры занимают особенно важное место в моей работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательно — речевое содержание. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует.
Игра «Камни марблс» Марблс — это потомки глиняных шариков, которые оказались очень удобны в применении, они не перекатываются, ребенку легко выкладывать их на поверхность. Красота камешков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках, поиграть с ними. Эстетическая привлекательность марблс вызывает интерес у современных детей. В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.
Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных шариков и камешков разного цвета и размера. На индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях использую разнообразные задания с шариками марблс, учитывая поставленные цели и задачи в устранении речевого дефекта воспитанников. Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи, памяти, мышления детей.
Как учитель-логопед, я подбирала определенные коррекционные цели и задачи в устранении речевого дефекта в зависимости от возраста ребенка и его заинтересованности в игре. Уверена, что специалисты другого профиля с легкостью найдут применение этому современному и достаточно новому пособию. Действительно, о практической ценности работы с представленным пособием еще мало что известно в педагогике, но, оно однозначно, может быть успешно использовано в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. В ходе упражнений предусмотрено, с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом индивидуальных умений и навыков детей, с другой – приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности.
«Заплатки»
Задача: закрепление изученных звуков в игровой форме.
Например, ребенок называет слова, начинающееся с гласного звука и кладет камешек на пустое место на картинке. Каждому ребенку индивидуально подбирается картинка (с большим или меньшим количеством заплаток)
«Заплатки — 2»
Задача: в игровой форме автоматизировать поставленный звук. Ребенок называет слово с заданным звуком и кладет камешек на пустое место.
Игра «Буква»
Задача: Выложить букву по контурам, по образцу, или самостоятельно.
Игра «Предложение»
Ребенок составляет предложение с заданным словом, количеством слов или по картинке. При этом выкладывает определенное количество камешков.
Игра «Раздели на слоги»
Ребенок делит слова на слоги и выкладывает такое же количество камешков.
Сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?
«Волшебный мешочек»
Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).
«Место звука в слове»
Ребенок определяет место звука в слове с помощью схемы.
Например, робот- звук р- в начале слова, корова – звук р- в середине слова, забор – в конце.
«Мягкий /твердый?»
Ребенок определяет характеристику заданного звука, берет камешек нужного цвета и кладет на картинку.
«Контур»
Задача: Заполнить картинку камешками, выполняя при этом индивидуальные задания. Например, подбор слов по лексической теме или автоматизация поставленных звуков.
«Закрой картинки»
Задача: найти слова с отрабатываемым звуком и положить на них камешки. Закрыть альбом и вспомнить все названные слова.
Предлагаю Вам увлекательное путешествие в мир «ПРИЩЕПОК». Безусловно, главная цель использования прищепок в коррекционной работе - это развитие тонких движений пальцев рук.
В логопедической работе для формирования звукового и слогового анализа, фонематического восприятия и звукопроизношения, развития сенсорных и пространственных представлений, совершенствования мелкой моторики и коммуникативной функции речи правомерно и необходимо применение упражнений с использованием предметов-заместителей.
Тематическая цепочка»
Дети прикрепляют прищепку к прищепке, называя предмет одной лексической темы. Посуда – сковорода, стакан, блюдце, тарелка….
«Чья цепочка длиннее»- аналогичная командная игра. Командам даются разные лексические темы. (Фрукты и овощи, зимующие и перелетные птицы)
«Сколько слов?»
Упражнение на определение количества слов в предложении.
Дети составляют предложение по сюжетной картинке, проговаривают его и прикрепляют к наборной полоске прищепки по количеству слов. Если закрепляется понятие «предлог», его обозначают прищепкой красного цвета.
«Посчитаем слоги»- По заданию логопеда дети делят слово на слоги и прикрепляют на полоску столько прищепок, сколько слогов. Далее задание выполняется по предметной картинке.
«Шифровальщики»- выкладывание звуковой схемы слова с помощью красных, синих, зеленых прищепок.
«На тот же звук»- Дети называют слова на заданный звук и собирают цепочку из прищепок.
«Собачка»- прищепка-собачка ищет заданный звук в слове и прикрепляется в соответствующей позиции на полоске. (начало, середина, конец слова)
«Сороки»- Сорокам нравятся такие слова, в которых слышится звук С. Дети прикрепляют прищепки на картинки, отрабатывают звукопроизношение.
«Различай и называй»- упражнение на дифференциацию звуков. желтые прищепки крепим на картинки со звуком Р, зеленые – со звуком Л.
Демонстрация тубусов и их коррекционная задача
И так, на познавательную активность детей в процессе работы над речью имеют положительное влияние игры развивающего характера. Это обусловлено их особенностями — в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения представлений и знаний детьми. В играх ребенок, без нажима и нарочитой тренировки, учиться правильно говорить, наблюдать, дается возможность детям самим найти ответ, вспомнить, догадаться, сделать собственное умозаключение, используя свой прежний опыт и знания.