Наталья Блинова Анатольевна
Использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена
▼ Скачать + Заказать документы
Использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена. Слайд 1
Слайд 2
Мыслительная карта (от англ. сл. MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, ментальные, интеллектуальные карты – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.
Слайд 3
Публикация «Использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена» размещена в разделах
Мыслительные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен в 60-70г. 20 века.
Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.
Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. В нашей голове одновременно «думается» множество мыслей, каждая из которых непрерывно уходит в сторону, разветвляется или пересекается с другими. При столкновении разных мыслей, порождаются новые. Попытки их упорядочить и записать на бумаге в строгой последовательности обычно приводит к плачевным результатам.
Слайд 4
Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.
В дошкольном образовании в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучении.
Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.
Слайд 5
Преимущество мыслительных карт в том, что:
1. Их легко составить
2. Можно запомнить быстро и качественно много информации
3. При составлении мыслительных карт развивается мышление, память, воображение
4. Экономия времени (Писать нужно мало, написать можно быстро)
5. В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.
6. Концентрация информации на важных моментах.
Слайд 6
Мыслительные карты могут использоваться для :
1. изучение нового материала
2. закрепление материала
3. обобщение материала
4. планирования деятельности
5. подготовка проекта, презентации
6. написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
7. упорядочивания и систематизации информации
8. конспектирование
Слайд 7.8
Рассмотрение 2-3 примеров использования карт
Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Следующий слайд ряд правил, выполнив которые можно получить мыслительную карту.
Слайд 9
Правила создания карт :
1. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
2. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
3. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
4. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.
5. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
6. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
7. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Практическая часть
1. Разделимся на группы: младший, средний, старший возраст, управленческий состав. Попробуем применить данный метод в различных видах деятельности:
1 группа (младшего возраста) «Изучение основных цветов»;
2 группа (среднего возраста) «Овощи»;
3 группа (старшего возраста) «Домашние животные»;
2. Работа в группах по составлению мыслительных карт.
3. Обсуждение результатов работ (1 человек с группы)
Слайд 10
Свойства мыслительных карт :
- Наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)
- Привлекательность (Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)
- Запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.)
- Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)
- Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)
- Возможность пересмотра (Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)
Слайд 11
Данный метод дает возможность :
- повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность
- развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
- активизировать деятельность
- выявлять причины затруднений
- корректировать знания воспитанников