Ольга Кара
Использование мини-музея календаря для развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В данной работе предложен цикл мероприятий, направленных на решение задач по формированию временных представлений, на развитие способностей ребёнка понимать и свободно оперировать различными временными категориями, на решение задач по развитию речи и познавательной деятельности в процессе обучения.
Публикация «Использование мини-музея календаря для развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Цикл мероприятий, в себя включает совместную продуктивную деятельность детей и взрослых, игры и упражнения, чтение художественных произведений, заучивание стихов, изготовлении модели суток, создание мини – музея «Календаря», где дети смогут манипулировать, и экспериментировать с временными явлениями, знакомятся с историей возникновения календаря о значении в жизни человека.
Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить.
Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых — порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них умения ориентироваться во времени. Мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени. Временные характеристики развертывания реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять детям дошкольного возраста. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Для того чтобы эта сложная система взаимосвязанных единиц времени могла быть четко осознана детьми, решила создать мини – музей календаря то есть обогатить воспитательно-образовательный процесс новыми формами. Мини – музей календаря поможет наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год.
Цель создания такого музея в том, чтобы приобщить ребенка к миру искусства через социокультурную среду музея, а также сформировать первоначальные понятия об основных календарных единицах времени и дать правильное толкование этих мер.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
- Дать представление о календаре, о его значении в жизни человека, показать, как меняется на протяжении длительного времени.
-Продолжать работу над формированием временных представлений (последовательность времен года, дней недели, названия месяцев, части суток.)
-Развивать мышление, учить посредством последовательного рассуждения делать умозаключения, устанавливать аналоги.
-Расширять лексический запас слов у детей (настольный, настенный перекидной ….)
-Воспитывать интерес к временным интервалам, уважение друг к другу и к окружающим.
Работу начала с обследования детей, с целью выявления в какой степени дети владеют мерами времени, понимают их реальное содержание, знают ли количественную характеристику каждой меры, последовательность и взаимосвязь системы мер. Детям задавались вопросы: «Какое сегодня число? Как узнать, какое сегодня число? Какие бывают календари? Какие дни недели ты знаешь? Какой день недели был вчера? и. т. д.» На основе полученных результатов был составлен перспективный план работы который состоит из трех блоков, это:
-«Календарь, народный календарь»- этот блок включает в себя знакомство детей с историей появления календаря, о его значении в жизни человека; знакомство с обычаями и традициями русского народа, умение выделять характерные особенности праздника.
-«Времена года» - этот блок включает в себя систематизацию знаний детей о временах года, умении замечать и называть сезонные явления.
-«Время» - этот блок направлен на формирование у детей желания научиться разбираться во времени, фиксировать и сравнивать временные интервалы.
В старшем дошкольном возрасте развивается познавательный интерес к окружающему, в том числе и к разным параметрам времени, что является сильным мотивом обучения. Детей интересует длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы его измерения. Знакомясь с историей появления календаря, дети узнали, как раньше на Руси люди измеряли временные промежутки (по солнцу, по спилу дерева, люди изобрели, календарь-который представлял собой дощечку с зарубками, панцирь черепахи также мог людям рассказать о том, сколько времени уже прошло….,с помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей, чтобы подержать этот интерес детям предложила создать наш календарь праздников, где дети в рисунках и аппликации отображали те праздники, которые мы отмечаем вместе в детском саду.
Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным вращением земного шара вокруг своей оси, движение Луны вокруг Земли, а также движением земли вокруг Солнца. Все меры времени представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. У детей уже имеются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени как утро, день, вечер, ночь, поэтому на основе имеющихся знаний мы перешли к знакомству при помощи календаря с неделей, месяцем, годом. Знакомясь с семидневной неделей дети узнали, что ее возникновение связано с суеверным почитанием числа «семь» - по числу видимых небесных тел (Меркурий, Венера,Марс, Юпитер, Сатурн, Луна, Солнце.) В те времена дни недели так и определялись: понедельник-день Луны, вторник -Марса, среда - Меркурия, четверг- Юпитера, пятница- Венеры, суббота-Сатурна, воскресенье - Солнца. Также дети узнали, что происхождение недели связывалось и с четырьмя фазами Луны; промежуток между двумя одинаковыми фазами Луны, в древние времена определялся в 30 дней – появилась единица измерения времени – лунный месяц; смена дня и ночи обуславливается вращением Земли вокруг своей оси, то смена времен года определяется вращением Земли вокруг Солнца это- год (полный оборот Земли вокруг Солнца.) Для того чтобы дети лучше могли понять и представить как происходит смена дня и ночи проводили опыты.
Дети обосновывают свои ответы на том, что видят своими глазами, логически рассуждают, делаю умозаключения. В процессе экспериментирования у детей развивается любознательность, самостоятельность, инициатива, развивается пытливость ума.
В конце каждого месяца с детьми проводилась небольшая беседа о том, какой сейчас месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, что интересного произошло в этом месяце, какие праздники были, все это сравнивалось с предыдущем месяцем. Определялось количество прошедших месяцев с начала года и уточнялись название и порядковый номер нового месяца. Для закрепления понятия о сутках, о последовательности частей суток, дней недели, времен года заучивали стихи, пословицы, раскрашивали картинки с изображением частей суток, рассматривали картинки. Для систематизации знаний проводились игры - «Найди соседей», «Что потерялось?», «Что сначала, что потом?», «Я начну,а ты продолжи.»…. Изготавливали вместе с детьми модели календарей, папки- передвижки, вырезали и подбирали иллюстрации,так как совместный труд способствует формированию у детей начал коллективизма, умение трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свою помощь, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда.
Заучивали стихи, загадки, пословицы, читали художественную литературу.
На занятия по рисованию, аппликации и ручному труду дети рисовали, делали аппликации на темы: «Золотая осень», «Зимние забавы», «Чудо календарик», коллективная работа «Календарь» и т. д. Предварительно мы рассматривали альбомы о временах года, загадывали загадки, разучивали стихи пословицы по данной теме, рассматривали календари в мини - музее. Проводились занятия на темы: «Листок календаря», «Путешествие во времени», «День за днем», на которых уточнялись и расширялись знания детей. Хочу отметить, что регулярное использование на занятиях системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет кругозор дошкольников, способствует развитию логического мышления, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться во времени,в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.
В работе с родителями использую разные формы работы : консультации, папки- передвижки, беседы как индивидуальные, так и групповые, собрания. Устраиваем совместные тематические выставки. На родительском собрании познакомила родителей с целями и задачами данного мини - музея, был предложен перспективный план работы. А также предложила родителям помочь в организации мини- экспозиции «Календарь», вместе с детьми сделать свой семейный календарь, дидактические игры : «Времена года», «Когда это бывает?» на,что родители охотно откликнулись.
В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музеев в группах. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.
Для родителей были проведены консультации: «Формирование временных понятий у детей», «Развиваем любознательность», «Игры детей дома»….
Систематическая работа по усвоению календаря способствовала формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости. Результаты работы показывают что мини- музей является благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.