Приложение МААМ

Использование современных технологий эффективной социализации дошкольников в дошкольном учреждении

Александра Островская
Использование современных технологий эффективной социализации дошкольников в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Использование современных технологий эффективной социализации дошкольников в дошкольном учреждении

Старший воспитатель

МБДОУ №13 «Ромашка» г. Симферополя

Островская А. А.

Социализация (от лат. socialis —общественный) — это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация включает усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих человеку функционировать в качестве полноправного члена общества.

Публикация «Использование современных технологий эффективной социализации дошкольников в дошкольном учреждении» размещена в разделах

Проблеме социализации педагогами нашего ДОУ в настоящее время уделяется большое внимание. Причиной этому являются социально – экономические и социально – политические условия жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную задачу работы педагогического коллектива – психологопедагогическую поддержку позитивной социализации, индивидуализации, развития личности ребенка. По мнению А. С. Асмолова, образование - это институт социализации личности, а самое главное – это ресурс развития общества.

Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, отсутствие «дворовой» социализации, желание изолировать ребёнка в семье и др. тенденции негативно отражаются на социализации детей. Нарастание негативной тенденции в подростковой среде – повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного возраста.

Период дошкольного детства — это своеобразный фундамент всей жизни человека. По мнению многих ученых (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др.) Первые годы жизни – это критически важный период для интеллектуального, личностного и социального развития.

Детский сад — это первое образовательное учреждение, в которое попадает ребенок. Именно здесь с помощью грамотно построенного воспитательного воздействия он познает все нормы общения. Семья и семейное воспитание играет так же одну из главных ролей в процессе воспитания ребенка.

Социализация воспитанников невозможна без тесного сотрудничества с родителями. Семья – первичный и важнейший фактор социализации для ребенка, имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые и основные уроки нравственности, формируется их характер, в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому, крайне важной является систематическая работа педагогов по ознакомлению родителей с формами социального развития дошкольников в условиях семьи : играми, творческими упражнениями, которые будут интересны не только детям, но и самим взрослым. Подобное взаимодействие способствует обогащению репертуара семейного досуга, расширению культурного кругозора всех участников, следовательно, оптимизации семейной социализации, процесса воспитания.

Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства – это основная цель ДОУ.

Задачей нашего дошкольного учреждения стала организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Вся жизнь ребёнка в детском саду направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми. Детей мы стараемся готовить к реальной жизни. Сформировать способность самим решать конфликт, не прибегая к помощи взрослого, воспитывается умение самоопределяться в своих желаниях, если они расходятся с мнением большинства детей в группе, т. е. у дошкольников происходит развитие социальных навыков.

Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Н. П. Гришаева. Это технология эффективной социализации дошкольников. Предлагаемая система социализации включает девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно. В своей работе мы используем некоторые технологии, предложенные Н. П. Гришаевой.

В образовательном процессе нами используются методики социального развития : «Клубный час», «Проблемные педагогические ситуации», «Социальные акции», «Детиволонтеры», «Развивающее общение», «Круг рефлексии», разработанные Гришаевой Н. П., старшим научным сотрудником Института социологии РАН, г. Москвы.

Технология - «Социальная акция»

Может проводиться ежемесячно, может быть связана с тематическим планом или событием текущего месяца. О ее цели и месте проведения заранее информируются дети и родители. Все участники образовательного процесса должны получить удовлетворение от ее проведения. В ноябре на площадке киноконцертного досугового центра Современник прошел флэшмоб «Мы за ЗОЖ», посвященный популяризации здорового образа жизни. Инициаторами акции выступили старшие воспитанники ДОУ, их активно поддержали старшеклассники из центра «Молодежь плюс». Свои приглашения юные организаторы вместе с родителями и педагогами рассылали через пригласительные билеты, сделанные своими руками. Акция стартовала в 10 часов: здесь все участники встретились у цветочной клумбы. Несмотря на пасмурную погоду, собралось множество молодых людей из числа тех, кому небезразлично будущее молодого поколения. Кто-то пришел с маленькими детьми, подтянулись и взрослые единомышленники. Девиз акции: «Здоровье – богатство, его сохраним и к этому дару всех приобщим». Зажигательная музыка настраивала зрителей и танцующих на позитивный лад. Флэш - моб для детей стал не просто развлечением, а целым праздником! После проведенного мероприятии оформили альбом «Здоровье - это здорово!». Такие акции приобщают детей к здоровому образу жизни, формируют чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих, пропагандируют здоровый образ жизни.

Педагогическая технология «Рефлексивный круг»

«Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе, начиная с младшей. Естественно, что обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 минут и менее, а в подготовительной к школе – 10- 20 минут. Если того требуют обстоятельства, например в группе произошло ЧП, то «Ежедневный рефлексивный круг» может проводиться еще раз сразу после происшествия. Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определенный психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определенный период времени). Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем. Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного круга», можно распределить на несколько тем. Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Почему мы выбираем именно эту тему и проблемы?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым? А кого добрым, заботливым?», «Почему не удается соблюдать правила в группе?»

Вопросы, задаваемые детям строятся чаще всего исходя из тематики планирования.

Пример рефлексивного круга с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Доброе сердце». Вопросы детям – Что такое добро? Кого можно назвать добрым? Каких добрых волшебников вы знаете? Приходилось ли вам совершать добрые дела? Расскажите о них. Далее после дискуссии проводится игра «Цветик-семицветик», с целью побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору одного, более значимого; поощрять желание заботиться о других, совершать добрые поступки.

Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть, по-моему, вели.

Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным. Каждый из детей высказал свое мнение об услышанном, начиная это предложение со слов: «По-моему мнению…» Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.

Педагогическая технология «Дети - волонтеры»

Первый интерес возник у детей, когда стали приходить с выступлениями группы волонтеров со школы. Педагоги рассказали детям, что это волонтеры, которые пропагандируют идеи здорового образа жизни; оказывают помощь одиноким и пожилым людям; реализуют экологические программы. С дошкольниками просматривали видеоматериалы, фотографии. Дети впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Набралась группа детей, желающая быть волонтерами. Проводили игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей: «Волшебные водоросли», «Изобрази пословицу», «Разговор через стекло», «Давайте познакомимся», «Что такое здоровье», «Мой цветок волшебства» и др. Чтобы дети участвовали в благотворительности с интересом, вносили игровые элементы, придумывали костюмы, атрибутику; составили правила для волонтера: быть ответственным; уважать других людей и их права; быть терпимым; сдерживать обещания; участвовать во всех мероприятиях, которые связаны с работой волонтеров. Старшим детям очень нравится учить малышей навыкам самообслуживания, изготавливать с ними подарки ко Дню матери, игрушки на Ёлку, раздаточный материал для обучения счёту. Волонтёрское движение - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему, а именно инициативными и самостоятельными в выборе проявления своих интересов.

Публикации по теме:

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных технологий эффективной социализации дошкольников в дошкольном учреждении
Опубликовано: 3 декабря 2020 в 10:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование современных технологий эффективной социализации дошкольников в дошкольном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Александра Островская (УИ 45507) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД