НаумоваТамара Анатольевна
Использование проектно-исследовательской деятельности в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно -образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
В логопедических группах на детей ложится дополнительная нагрузка, связанная с работой по исправлению дефектов речи. В таких условиях немаловажно, что применение метода проектов позволяет значительно сократить продолжительность НОД, освобождая время для игр, оздоровительных мероприятий. Этот метод предусматривает все формы работы с детьми: НОД, свободная игра, индивидуальная работа, взаимодействие с родителями, которые служат достижению одной цели – полноценному развитию детей, сохранению их физического и психического здоровья.
Для позитивного эмоционального состояния детям нашей группы комфортнее участвовать в коллективных проектах. Результатом работы являются рисунки, поделки, аппликации, альбомы с творческими заданиями, доклады, концерты,, праздники и пр.
Знания, приобретаемые нашими детьми в процессе реализации каждого проекта, становятся личным достоянием каждого ребёнка, той движущей силой, на которой взращивается личность. Обучение с коррекционной направленностью приобретает форму исследования, осмысления и применения полученных знаний, умений и навыков в собственной деятельности ребёнка, результаты которой интересуют его гораздо больше, чем просто полученная от педагога информация. И речь выправляется в таких условиях и быстрее, и успешнее, и приятнее. У детей расширяется словарный запас, повышается внимание к звучащей речи, они стремятся логично выражать свои мысли, излагать добытую информацию, у многих повышается самооценка. Это является наглядным подтверждением эффективности использования проектной деятельности в нашей работе логопедической группы.
В логопедической группе проекты планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР.
Учитывая возрастные психологические особенности детей нашей группы с речевым недоразвитием, координация проектов очень гибкая, т. е. мы вместе с учителем – логопедом ненавязчиво направляем работу детей. Роль учителя-логопеда в проектной деятель- ности :
- помочь выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;
- подсказать, какие материалы можно использовать;
- спланировать обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;
- определить, кого из взрослых можно привлечь к осуществлению проекта;
- скоординировать весь процесс творческой деятельности;
- помочь детям в поиске источников информации;
- стать самому источником информации;
- поддержать и поощрить активность детей в работе над проектом.
Перед нами, т. е педагогическим коллективом логопедической группы в рамках проекта ставятся следующие задачи:
- побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
- приобщать детей к процессу познания;
- формировать различные представления, обогащать и расширять представления об окружающем мире;
- побуждать детей к совместной деятельности;
- формировать эмоциональную заинтересованность;
- развивать мышление и воображение;
- формировать различные способы общения;
- овладение различными способами решения поставленных задач.
Как воспитатели группы, мы решаем следующие задачи:
- постоянное совершенствуем артикуляционную, тонкую и общую моторику;
- закрепляем произношение поставленных логопедом звуков;
- целенаправленная активизируем отработанную лексику;
- упражненяем в правильном употреблении сформированных грамматических категори;.
- развиваем внимание, память, логическое мышление в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале :
- формирование связную речь:
- закрепляем навыки чтения и письма.
Единообразие подходов логопеда и воспитателя к речевой работе с дошкольниками, преемственность в требованиях к ним, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития речи и устранения её недостатков, использование ведущего вида – игровой деятельности - залог успеха в логопедической работе. Условно этот процесс взаимодействия мы определяем таким образом: с одной стороны, это оптимальная «логопедизация» проводимых воспитателем занятий и режимных моментов, с другой – насыщение логопедических занятий общеразвивающим материалом, их «психологизация».
Успех коррекционно-развивающей работы в нашей логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей.
.
Педагогический процесс мы организуем в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.
Конечная цель коррекционной группы: воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришли к выводу о целесообразности внедрения в практику метода проектов как одного из эффективных приемов взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в условиях логопедической группы.
.
Основной целью нашего проектного метода является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектный метод является способом организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, нас - педагогов группы и ребенка, имеющего нарушения речи. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Так вся деятельность нашего педагогического коллектива группы строится на проектной основе и это дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности. Логопед- учитель, Ермакова С. Г. планирует проекты по тематике, связанной с прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР!
Метод проекта предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное- помочь ребенку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал сам.
Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в повседневно жизни, в образовательном процессе. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям. Вовлеченные нами в проект дети не только учатся правильной речи, но и самостоятельно пробуют добывать новые знания, экспериментировать. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.
Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому мы включили в логопедическую работу небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности : рисование, лепка, конструирование, математическое развитие. Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, т. к. вопросы и задания требуют от ребенка активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного обучения.
Одной из тем нашей проектно – исследовательской деятельности в познавательно – речевом развитии дошкольников является Развитие мелкой моторики рук с помощью нетрадиционного материала»