Валентина Винницкая
Использование приёмов мнемотехники в составлении рассказов
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование приёмов мнемотехники в составлении рассказов»
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью мнемотехники решали следующие задачи:
Публикация «Использование приёмов мнемотехники в составлении рассказов» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
-развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, составлять рассказы по мнемотаблице;
-развивать связную и диалогическую речь, умственную активность, наблюдательность, сообразительность, умение сравнивать;
-развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами».
Обучающие задачи:
упражнять детей в умении составлять небольшой связный рассказ по
сюжетной картинке;
развивать словарный запас – называть отличительные признаки дикого животного, учить подбирать определение к словам «лиса», «лисенок», «зайки»;
активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ по сюжетной картинке;
Развивающие задачи:
продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
учить детей обдумывать разные варианты решения проблемных ситуаций;
Воспитательные задачи:
воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость;
приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Наглядный материал:
Мнемотаблицы «Лиса» и «Лисенок»,игрушка – заяц, морковка (в ней угощение для детей, аудиозапись (плач зайки, шапочка – маска лисы, свеча, картина «Лиса с лисятами».
Предварительная работа:
рассматривание сюжетной картинки «Лиса с лисятами»;
рассматривание и обсуждение символов по мнетаблицам «Лиса» и «Лисенок».
чтение стихов, рассказов, сказок, загадок про диких животных;
дидактические игры: Кто в домике живет», «Кто что ест», «Большие и маленькие».
Методические приемы
1. Сюрпизный момент. Под аудиозапись – плач зайки, появляется зайка Степашка.
2. Диалог с зайкой Степашкой.
3. Рассматривание по мнимотаблице «Лиса»
4. Рассказывание про зайчика без мнемотаблицы.
5. Рассказывание по мнемотаблице «Лисенок»
6. Подвижная игра «Лиса и зайцы».
Зайцы скачут – скок, скок, скок –
На зеленый на лужок,
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают –
Не идет ли рыжая лиса?
7. Рассматривание и беседа по картине «Лиса с лисятами».
8. Рассказывание по картине.
9. Сюрпризный момент со свечей.
Составление рассказа по картине «Белочка»
Обучающие задачи:
закрепить знания детей о том, как готовятся звери к зиме;
формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природ;
упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.
Развивающие задачи:
развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
Воспитательные задачи:
воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей;
воспитывать интерес к природе, животным.
Наглядный материал:
Картина «Белочка», аудиокассета «Звуки лесса», игрушка – ежик, шишки, желуди, грибы, ягоды рябины, сухие листочки, альбомный лист с пустыми окружностями, фломастеры.
Предварительная работа:
чтение рассказа И. Соколова – Микитова «Белка»;
разучивание потешек, считалок про белку;
разучивание стихотворения с одним из детей;
рассматривание картин и иллюстраций на тему «Животные лесса»;
загадывание загадок про белку и ежа;
прослушивание аудиокассеты – музыка П. И. Чайковского «Октябрь».
Методические приемы
1. Слушание загадки:
Вот художник так художник –
Все леса позолотил,
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот?
2. Слушание фонограммы «Звуки леса».
3. Сюрпризный момент с Ежиком.
4. Дидактическая игра «Найди листок».
5. Работа по схеме – модели.
6. Составление рассказов детьми.
Составление описательного рассказа на тему «Увидел скворца – знай: весна у крыльца»
Обобщающие задачи:
закрепить знания детей о весне, о перелетных птицах;
формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;
упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.
Развивающие задачи:
развивать умение детей соотносить знаковые символы с образам;.
продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
Воспитательные задачи:
воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять работу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь, утешить;
приучать детей к выполнению элементарных правил культуры.
Наглядный материал: картина «Скворцы», аудиокассета «Голоса птиц»,
Маски – ободки черного цвета – с черными клювиками для девочек, с желтыми клювами для мальчиков. Маска скворчихи для воспитателя, игрушка – кошка, игрушка – скворец. Листочки с пустыми окружностями для составления схемы – модели, фломастеры. Маленькая картинка «Скворец и скворечник». Разные кормушки для птиц, слово «школа» на бумаге (висит на стене с начала занятия).
Предварительная работа:
Чтение рассказа И. Соколова – Микитова «Скворцы»;
Разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, птицах;
Разучивание стихотворения одним из детей;
Рассматривание открыток, книг, альбома «Перелетные птицы»;
Загадывание загадок о птицах;
Рисование и лепка птиц;
Прослушивание фонограммы «Перелетные птицы».
Методические приемы
1. Чтение стихотворения о весне.
Взгляните, как стало красиво вокруг:
Уже зеленеют деревья и луг.
Пришла к нам веселая гостья весна,
И все пробудилось от зимнего сна.
2. Слушание фонограммы «голоса птиц».
3. Игровой момент с игрушечным скворцом.
4. Рассматривание картины «Скворец и скворечник».
5. Подвижная игра «Птички и кот».
6. Составление схемы – модели.
7. Рассказывание детьми поговорок и примет.
8. Составление рассказов детьми
9. Игровой момент «Скворец улетает».