Ольга Нестерова
Использование пособия «Логопедическая деревня» при формировании лексико-грамматических представлений у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Игра в Логопедической деревне помогает подготовить ребенка к школе, создает базу для более органичного усвоения учебного материала.
Это «игры на формирование грамматических представлений, обогащение словаря, закрепление лексического материала»
Эта простая игра помогает решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них –
Публикация «Использование пособия „Логопедическая деревня“ при формировании лексико-грамматических представлений у детей с ОНР» размещена в разделах
- Деревенский двор, деревня. Макеты, наглядные пособия
- Дидактические игры
- Домашние животные. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Логопедические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2014
формирование лексико-грамматических категорий.
Именно эта задача является основой формирования правильной и плавной речи.
В этой игре
слово выступает живым сказочным героем.
С ним интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его друзьями.
Подобранный материал и формы его подачи на первых порах облегчают процесс дифференциации существительных, глаголов и прилагательных; использования предлогов; образования слов с помощью приставок и суффиксов (это яркие фигуры, интонированность речи, использование символов и значков). В дальнейшем задача усложняется: убираются интонационные акценты и меняется сюжетная инструкция. Так я знакомлю детей со множеством грамматических структур.
В этой игре понятие «предлог, приставка, суффикс» не вводится, хотя в играх используются. Таким образом, опираясь на слуховое, зрительное и тактильно-кинетическое восприятие, я корректирую у детей аграмматизмы в речи.
Важно помнить, что у каждого ребенка свой темп усвоения материала. Одному нужно подольше задержаться в образе гнома, а другой «схватывает все налету», жаждет новых игр, приключений и готов играть словами-символами без опоры на сказочного героя.
При использовании этого пособия не дается какая-то конкретная последовательность изучения грамматических структур. Те грамматические формы, которые ребенок воспринимает с трудом, те и проигрываются в логопедической деревне.
Оборудование:
• Фигурки или сказочные герои, их жилища, сады, места отдыха и т. п.
• Значки-символы на скотче.
• Карточки со схематичным изображением частей речи.
Это пособие многофункционально.
Его можно использовать не только при отработке лексико-грамматического материала, а также:
•При обучении грамоте;
•При формировании математических представлений;
•На индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения;
•При развитии речи (придумывая новую сказку).
Конспект занятия по использованию "Логопедической игры"
Тема: «Путешествие в сказочную деревню Грамматика»
Цель: дифференциация существительных, глаголов и прилагательных
Задачи:
•Познакомить со знаками-символами разных частей речи;
•Научить детей дифференцировать части речи, опираясь на вопрос.
Оборудование: пособие «Логопедическая деревня», гномики, карточки с символами частей речи.
Ход занятия.
- Мы сейчас с вами снова пойдем в сказочную деревню, где живут сказочные жители. А называется эта деревня Грамматика.
- Но где же жители?
- Давайте заглянем в домики, может быть они там?
- Посмотрите, на домиках знаки. Ребята, эти знаки обозначают слова. Например, на крыше желтого домика нарисован квадратик, это значит, что здесь живут слова, которые отвечают на вопросы: «кто? что?». Давайте придумаем их (варианты ответов детей). Слово ЦВЕТОК.
(ставится на макет гномик с квадратиком на спинке)
- Но этому гномику очень скучно одному. Он решил найти себе друзей и пошел к зеленому домику (ребенок манипулирует гномом).
- О! Посмотрите на этом домике тоже значок, но другой. Здесь на крыше треугольник со стрелочкой. К этому значку подойдут слова, которые отвечают на вопросы: «что делает? что делают?» Давайте придумаем слова-гномики к этому значку (варианты ответов детей). Слово РАСТЕТ.
(Ставится на макет гномик с треугольником на спинке)
- Ура! Теперь гномам весело, они могут взяться за руки. Но, что же происходит? Когда они берутся за руки - из двух слов образуется фраза: ЛОШАДКА СКАЧЕТ.
- А еще здесь живет гномик с кружочком на спинке в своем домике. И его можно позвать, ответив на вопрос: «какая? какое? какой?». Предложите свои варианты слов. Давайте выберем слово, подходящее к нашей фразе. Слово ФИОЛЕТОВЫЙ. (Ставится на макет гномик с кружочком на спинке).
-Они все вместе взялись за руки и получилось предложение.
РАСТЕТ ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТОК.
- Давайте на наборном полотне выложим из букв это предложение. А теперь под каждым словом поставьте соответствующего гнома.
- Молодцы, ребята! Так с какими же словами вы встретились сегодня?
(ответы детей).
Но, посмотрите, солнышко в деревне садится, наступает вечер и гномикам пора спать. А завтра гномики встретятся снова и найдут новых друзей.
Аналогичное занятие можно проводить по изучению предлогов и приставок, используя знаки-символы.
Пример игры для работы в пособии "Логопедическая деревня" по теме «Предлоги».
I ВАРИАНТ ИГРЫ.
На домики крепятся схемы предлогов (см. приложение) и уточняются с детьми их значение. Затем я выставляю парами гномов с квадратиками на спинках, а на столе располагаю в такой же последовательности парами игрушки.
Задание: к каждой паре игрушек следует придумать предложение с одним из обозначенных на домиках предлогов. Затем поставить на макет игрушки так, чтобы они соответствовали придуманному предложению.
Примеры игрушек:
Гриб – елка, цветок – мост, воробей – дерево, ведро – колодец, куст – домик, собака – мост и т. п.
II ВАРИАНТ ИГРЫ.
На гномиков закрепляю схемы предлогов и уточняю с детьми их значение. Затем я расставляю гномов в разные места на макете.
И прошу детей сказать, где же спрятались гномы.
И, наоборот, детям предлагается предложение с каким-либо предлогом, а дети должны прикрепить гному на спину нужную схему и поставить его в нужное место на макете.
Пример игры для работы в пособии "Логопедическая деревня" по теме «Приставки».
I ВАРИАНТ ИГРЫ.
Посмотрите, на полянку прилетела бабочка (яркая пластиковая бабочка, привязанная к длинной крепкой нитке). Детям предлагаю смотреть на действия бабочки и точно их называть.
Я демонстрирую, как: бабочка взлетела с полянки, подлетела к цветку, облетела дерево, слетела с крыши дома, залетела в домик. (При выполнении действий необходимо каждый раз проговаривать соответствующие слова-действия, четко выделяя их приставочную часть.)
Бабочка «улетает», и я обращаю внимание детей на то, что все названные слова-действия похожи по звучанию, и предлагаю ребятам закончить предложение с одним из похожих слов-действий: бабочка с полянки….,
К дереву…., вокруг цветка…., в комнату…. И т. п. (Названия предметов из предыдущего задания изменяются.)
После того как дети правильно назвали слова-действия и предложения с ними, я выставляю на доску схему приставочных глаголов (см. выше).
Я объясняю, указывая на схему, что начало у всех слов разное. Каждый раз, называя новую приставку, я соединяю ее схематическое изображение с символом остальной неизменяемой частью слова. Таким образом, у детей зрительно закрепляется представление о единстве и разнообразии приставочных глаголов, каждый из которых, несмотря на составной характер, является одним словом.
II ВАРИАНТ ИГРЫ.
На домиках деревни закреплены символы приставок. Я предлагаю детям вслушаться в начало слов-действий и вспомнить: когда мы говорим перелетает, перепрыгивает, переходит? О каких действиях мы говорим с началом ПЕРЕ-?
После ответов детей даю пояснение: в словах-действиях начало ПЕРЕ- говорит нам о перемещении. Предлагаю детям показать перемещения гномов по деревне комментируя свои действия, опираясь на схему приставок.
Аналогично объясняю значение других приставок пространственного значения (С-, ОБ-, ПОД-, ОТ-) и предлагаю детям поиграть с гномами, комментируя свои действия, используя приставочные глаголы.
На этом этапе игры важно научить детей отличать приставки от одинаково с ними звучащих предлогов.