Папки-передвижки

Использование образов русской народной сказки для обеспечения адекватного ролевого развития старших дошкольников

Ольга Наймушина
Использование образов русской народной сказки для обеспечения адекватного ролевого развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, время интенсивного вхождения в мир социальных отношений, усвоения социального опыта, или, по словам Л. С. Выготского, «врастания в культуру». Овладение культурными практиками в это время связано с развитием ведущей, продуктивной и речевой детской деятельностью. В игре, речи, рисовании, конструировании проявляется уровень и качество социальных представлений, и они имеют символико-моделирующую природу. Известно, что наиболее эффективно социальное взросление дошкольника происходит в игре, ведущей деятельности этого возраста (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.).

Публикация «Использование образов русской народной сказки для обеспечения адекватного ролевого развития старших дошкольников» размещена в разделах

Многочисленные психолого-педагогические исследования показали, что для всех категорий «проблемных» дошкольников является характерным недоразвитие перечисленных видов деятельности. Это объясняется несформированностью знаково-символической основы деятельности, которую составляют способность к замещению, моделированию, мысленному экспериментированию и воображению. В настоящее время уже доказано, что ролевая игра в этих случаях не приобретает статус ведущей деятельности и не оказывает присущего ей в норме влияния на психическое развитие ребенка (Л. Б. Баряева, Н. А. Борисова, Г. Л. Выгодская, О. П. Гаврилушкина, Л. А. Головчиц, А. В. Кроткова, Н. Д. Соколова, А. С. и др.) Однако специальных работ, посвященных изучению роли как «конституирующего момента» игры, а также основополагающего компонента игры - ролевого поведения, - до сих пор создано не было. Значимость проблемы, ее недостаточная разработанность, а также потребность педагогической практики в научно обоснованных образовательных технологиях формирования ролевого поведения у дошкольников составляют ее актуальность.

Согласно Я. Морено адекватное ролевое развитие обеспечивает психическое здоровье человека. «При этом под ролевым развитием понимается умение принимать роли, адекватные новым ситуациям, и умение изменять своим привычным ролям в старых ситуациях, т. е. обладание ролевой гибкостью и ролевой креативностью». Нарушениями в ролевом развитии являются неумение входить в роли разные по статусу и содержанию или же отождествление себя с какой-либо из своих ролей, часто патологической, что само по себе может негативно сказаться на формировании личности ребенка.

Решение задачи адекватного ролевого развития наиболее эффективно, по мнению авторов, через обращение к традиционной русской народной культуре — сказке. И хотя психотерапевтические возможности влияния сказки на поведение человека в настоящее время активно изучаются многими ведущими психологами отечественной и зарубежной науки Д. Соколовым, О. Хухлаевой, Л. Ивлевой, Ф. Баркер, Г. Лейтц, Д. Милли, Р. Кроули и др., нам представляется возможным, используя образы русских народных сказок, помочь ребенку преодолеть трудности в развитии, помочь решить проблемы общения со сверстниками и взрослыми.

Народная культура обеспечивала достаточно тесное взаимодействие человека и роли прежде всего через ряженье. Существует много теорий ряженья, однако, мы будем основываться на понимании его как игрового обрядового действия, игровой версии мифологических представлений (Л. Ивлева). Поэтому проигрывание роли в ряженье требует не проигрывание внешнего подобия, а проигрывание ее мифологического содержания. «Таким образом, на основе анализа опыта взаимодействия человека с ролью в народной культуре, мы полагаем, что основой обеспечения адекватного ролевого развития ребенка должно быть проигрывание мифологического содержания определенных персонажей. Этими персонажами должны стать основные герои русских народных сказок», потому что в сказке в символической форме присутствуют ситуации, которые переживает ребенок, и понимание смысла этих ситуаций на сознательном или бессознательном уровне дает возможность ребенку разобраться в своих чувствах; ребенок легко идентифицирует себя с героями сказки; через сказки ребенок получает доступ к культурным ценностям прошлых поколений. Следовательно практическая работа должна строиться через проигрывание детьми образов русских народных сказок.

Говоря о психокоррекционной и профилактической работе при помощи сказочных образов, авторы прежде всего имеют ввиду работу с детьми с проблемами поведения: замкнутыми, застенчивыми, конфликтными, так как предполагают, что восприятие и проживание дуальности некоторых персонажей станет главным и безопасным психологическим инструментом для коррекции или предупреждения трудностей межличностного взаимодействия.

В первую очередь мы обратились к проигрыванию образов Змея Горыныча, Бабы Яги, Волка и Медведя, поскольку именно они символизируют многие детские страхи. Организованное проигрывание данных образов, кроме ролевого развития детей, способствовало некоторому снижению страхов.

В основу структуры занятий — образов положены следующие выводы:

- Змей Горыныч, Баба-Яга воспринимаются, как носители только темного начала, в меньшей степени это касается Волка и почти не касается Медведя.

- в древности же эти персонажи воспринимались дуально, т. е., помимо темного смертоносного начала, они также воплощали и светлое животворящее. Так, что можно предположить, что именно утеря дуальности восприятия этих персонажей влечет появление страхов перед ними.

С этой целью были организованы с детьми занятия-образы, предложенные О. В. Хухлаевой, с актуализацией темного и светлого начал, т. е. их дуальности. Занятия дополнены подобранными авторами подвижными играми или телесно-ориентированными упражнениями, которые помогли закрепить навыки ролевого поведения, вызвать у детей радость от взаимодействия с персонажем.

Структура занятий — образов представляет собой следующее:

1. Актуализация темного начала в персонаже:

- Вступительная беседа о персонаже — что он делает, когда он злой (опора на знакомые детям сказки и иллюстрации к ним)

- Разминка — побыть таким же как персонаж:

мимическая (поулыбаться как., посердиться как.)

телесная (посидеть как., подвигаться как.)

голосовая (поговорить как., пошипеть как., попеть как., покричать как.)

дыхательная (подышать как.)

глазная (посмотреть как.)

ручная (подвигать рукой как.)

Конкурс на самого страшного персонажа

Игровое взаимодействие с персонажем

2. Актуализация светлого начала в персонаже:

Беседа — какие полезные свойства имеет данный персонаж, что он делает, когда он добрый.

Рисование персонажа таким добрым, с которым можно было бы подружиться.

3. «Праздник» :

Организация подвижной игры или проведение телесно-ориентированного упражнения, вызывающего у детей радость.

После того как дети проиграли условно-отрицательные персонажи, мы обратились к условно-положительным Иванушке-дурачку, Илье Муромцу, Елене Прекрасной и Василисе Премудрой, с той лишь разницей, что сначала актуализировали светлую часть героев, а потом темную.

В процессе практической работы были определены методические особенности проведения подобных занятий-образов для детей дошкольного возраста : по составу группы: для 5-6 летних оптимальный состав группы до 6-7 человек; по продолжительности до 30-35 мин; по личностным особенностям — не более одного гиперактивного или агрессивного ребенка; по частоте проведения 2 раза в неделю; по структуре: занятие состоит из 3х частей: актуализация темного начала в персонаже, актуализация светлого начала и праздник.

Актуализация темного начала состоит из вступительной беседы о персонаже, разминки мимической, телесной, голосовой, дыхательной, глазной, ручной для подготовки восприятия ребенком, переживания сути образа. Кроме того, в процессе разминки ведущий готовит детей к простейшим правилам тренинговой работы: необходимость говорить по очереди, слушать друг друга, соблюдать очередность при выборе ведущего в игре, вводится запрет на выкрикивание «можно я». Актуализация светлого начала состоит из беседы и рисования персонажа. В заключительной части или празднике основной целью является снятие у детей эмоционального возбуждения, поэтому в этой части важно проводить релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.

оптимальной позицией ведущего является субъект-субъектная.

В процессе работы были выделены возможные ошибки, которые может допустить ведущий при организации и проведении занятий-образов с детьми.

Если при проведении занятий дети начинают отвлекаться, разговаривать друг с другом, болтать ногами, поворачиваться в разные стороны, то необходимо выяснить причину такого поведения и применить адекватные воздействия. Наиболее часто встречаются следующие: если ведущий увлекся вербальными методами — необходимо провести подвижную игру. Данная форма работы затянута, детям она надоела — необходимо, собрав внимание детей, быстро перейти к следующей. Дети устали — необходимо провести расслабляющее упражнение или же в случае сильной усталости закончить занятие.

В заключении необходимо отметить, что разработанный комплекс занятий-образов носит не только коррекционно-развивающую направленность, но и профилактическую, поскольку дошкольный возраст является потенциальным отрезком жизни ребенка, когда только начинается формирование личности, и возникшие трудности и проблемы эмоционально-личностного, волевого плана легче предупредить, чем корректировать.

Публикации по теме:

«Вся наша жизнь игра…» Игра как важнейшая деятельность дошкольника "Вся наша жизнь игра. " Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. В процессе.

Обогащение социального опыта ребенка через реализацию игровых проектов «О правах — играя». Дошкольное детство – не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование образов русской народной сказки для обеспечения адекватного ролевого развития старших дошкольников
Опубликовано: 2 сентября 2014 в 12:14
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование образов русской народной сказки для обеспечения адекватного ролевого развития старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Наймушина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД