Викторова Татьяна
Использование метода проекта. Проект «Куклы народов ханты»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Куклы народов ханты»
Проект : «Куклы народов ханты»
Актуальность темы: Сегодня можно констатировать, что Россия и населяющие ее народы возвращаются к своим историческим корням, к истокам духовности.
Публикация «Использование метода проекта, Проект „Куклы народов ханты“» размещена в разделах
- Народы севера
- Проекты. Проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Каждый народ заявляет о себе через свою культуру. Традиционная культура народов Севера, была приспособлена к природным условиям их обитания, была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому. Она складывалась через отношения между человеком и природой. Эти отношения и связи, сохраняются в обычаях, религиозных верованиях, праздниках, игрушках.
Цель проекта : сбор, анализ, обобщение информации о происхождении, видах, значении и назначении кукол народов ханты.
Ожидаемые результаты:
Для воспитанников:
-удовлетворенность результатами в поисково-исследовательской, творческой деятельности;
-оснащенность развивающей среды дидактическими играми, атрибутами, пособиями для использования в познавательной деятельности и играх различной направленности;
-возможность использовать на практике полученные знания в непосредственной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Для родителей:
- развитие совместного творчества родителей и детей;
-повышение компетентности родителей об истории происхождения национальной хантыйской куклы и способах ее изготовления;
-готовность к сотрудничеству с воспитателями.
Для педагогов:
- удовлетворенность от результатов совместной деятельности;
- новые проекты, перспективы.
- позитивная оценка деятельности родителями воспитанников и общественностью.
Задачи проекта :
С детьми:
Образовательные:
- удовлетворить познавательную потребность воспитанников о традиционной кукле народов ханты;
- помочь понять практическое назначение кукол и их роль в быту и традиционной культуре коренного населения;
- формировать умение подбирать и составлять интересный речевой материал к своей работе;
- познакомить с техникой изготовления хантыйской куклы – Акань;
- познакомить с критериями, которым должна отвечать кукла-игрушка в соответствии с национальными традициями:
1. Размер куклы - не больше ладони.
2. Соответствие цвета в одежде.
3. Платье куклы с украшениями.
4. Кукла должна быть недорогой.
5. Необходимо использовать в работе остатки ткани, лоскуты.
6. Приемы работы должны быть доступными для изготовителя.
7. Кукла выполняется только ручным способом.
8. Кукла должна получиться красивой и оригинальной.
Развивающие:
- развивать интерес к истории возникновения кукол разных видов у коренных народов ханты;
- развивать у детей мелкую моторику пальцев рук при обучении изготовления куклы;
-развивать интерес к коллекционированию;
-развивать у воспитанников творческие способности, логическое мышление и эстетический вкус;
- развивать умение рассматривать, сравнивать куклы, составлять описательные рассказы;
- развивать умение обыгрывать куклу, используя традиционную хантыйскую утварь.
Воспитательные:
- воспитывать внимательное и ответственное отношение к народным традициям;
- совместно с родителями находить оригинальные решения в создании различных видов хантыйских кукол Акань;
С родителями:
-создание в семье благоприятных условий для исследовательско - творческой деятельности ребенка, с учетом опыта приобретенного в детском саду;
-развитие совместного творчества родителей и детей.
Ход работы над проектом
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
6. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. Вхождение в проблему.
Вживание в игровую ситуацию.
Понятие задачи.
7. Помогает в решении задачи.
Помогает спланировать деятельность.
Организует деятельность. Объединение детей в рабочие группы.
Распределение работы.
8. Практическая помощь (по необходимости).
Направляет и контролирует осуществление проекта. Формирование специфических знаний, умений навыков.
9. Подготовка к презентации.
Презентация. Продукт деятельности готовят к презентации.
Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
10. Создает ситуацию необходимости поиска новой информации. Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации.
1 этап: Девочка в группу принесла необычную куклу. Дети заинтересовались. Педагог обращает внимание детей, что у нас в группе тоже есть такая кукла, но в другом наряде и называется она хантыйская. И предлагает посетить музей патриотического воспитания и поближе познакомится с творчеством коренных народов Севера.
2 этап:
Воспитатель предлагает детям обратиться с этой информацией к родителям группы и собрать всю интересующую информацию о хантыйских куклах.
3 этап:
Каждая семья определяется о какой кукле (виде) они бы хотели собрать информацию и создать альбом. Воспитатели помогают организовать связь с социумом.
Методическое обеспечение • Н. И. Величко Институт развития образования Г. Ханты-Мансийск (Россия)
• Ерныхова Е. А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000.
• Зуев В. Ф. Материалы по этнографии Западной Сибири (1771 - 1772). Л., 1947.
• Базанов А. Г., Певгова Л. В. Игры малых народностей Севера // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 11. М. ; Л., 1949. стр. 59
• Кулемзин В. М. Игры детей обско-угорских народов. - СПб. :ТОО «Алфавит», 1999.
• Патканов С. К. Стародавняя жизнь остяков и их богатырей по былинам и сказаниям // Живая старина. Вып. 4. СПб., 1891.
• Патканов С. К. Остяцкая былина про богатырей города Эмдсра // Живая старина. Вып. 2. СПб., 1899.
• Сказки и куклы нерым-ях /сост. Т. А. Исаева и О. В. Стародубова; пер. с языка ханты О. И. Щербакова. - Тюмень, 2006.
• Тахтуева А. М. Материальная культура юганских ханты. - Изд-во «Северный дом», 1990.
• Чечулина Т. Золотой город (хантыйские сказки). Свердловск, 1969.
Мифы, предания, сказки хантов и манси. М., 1990.
Речевое развитие чтение художественной, документальной литературы;
создание альбома «Хантыйский фольклор» (загадки о природе, о животных, хантыйские легенды, хантыйские орнаменты);
Познавательная деятельность
оформление папки - передвижки: «История происхождения национальной куклы обско-угорских народов»;
рассматривание традиционных кукол коренных народов ханты на печатной основе;
Игровая деятельность сюжетно-ролевая игра «В гости к бабушке Анэ»;
Театрализованная деятельность Драматизация сказки «Сестры Мось-нэ и Пор- нэ»
Изобразительная деятельность рисование/лепка национальной хантыйской куклы Акань;
конструирование из бумаги «Хантыйская утварь»;
Социальное развитие размещение информации в социальных сетях - статья: «Хантыйская кукла «Акань», https://www.maaam.ru/detskijsad/hantyiskaja-kukla-akan.html
посещение детской библиотеки г. Белоярский;
экскурсия в этнографический музей «Нуви-Ат» под открытым небом г. Белоярский;
- экскурсия в музей патриотического воспитания МАДОУ д/с «Сказка»;
Физическое воспитание
Взаимодействие с родителями создание альбома: «Хантыйские куклы» - совместная практическая работы детей и родителей по изготовлению работ с составлением описательных рассказов о своей работе
изготовление национальных кукол совместно с родителями.
Перспектива: - подробнее узнать об игрушках народов ханты. Участие в семинаре по нравственно - патриотическому воспитанию «Эти волшебные палочки».