Татьяна Величко
Использование компьютера в детском саду как эффективное средство обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Величко Татьяна Николаевна
Учитель-логопед ГБДОУ № 113
Невского района Санкт-Петербурга
Память и внимание малыша весьма неустойчивы, и поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными. В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игра. Использование компьютера позволяет соединить в одно целое игру и занятие. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольника, применение компьютера в детском саду позволило выявить ряд преимуществ:
Публикация «Использование компьютера в детском саду как эффективное средство обучения» размещена в разделах
Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
Компьютер несет в себе образный тип информации, понятной дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
Это хорошее средство поддержки задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером является стимулом познавательной активности ребенка.
Компьютер предоставляет возможность индивидуального обучения. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты в космос, превращение бабочки в куколку, неожиданные и необычные эффекты).
Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам не исправит их.
Компьютер благодаря особенностям своего устройства (наличие клавиатуры, экрана, на котором продуцируется та или иная информация, вызванная ребенком из электронного «мозга» с помощью клавиатуры или «мышки») осуществляет интеллектуальную подготовку ребенка к обучению в школе. Ребенок-дошкольник, управляя компьютерной игровой, обучающей программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Компьютер включает в себя как произвольную, так и непроизвольную деятельность. При просмотре яркой музыкальной, мгновенно меняющейся информации с элементами мультипликации не требуют от ребенка мобилизации внимания, памяти – это происходит не произвольно. Но следующая за этим проблемная ситуация, требует от него сосредоточения всех психических процессов, т. е. у ребенка формируется произвольная деятельность. За компьютером ребенок впервые попадает в ситуацию, когда он не может ничего передвинуть, или применить. Экран не подвластен прямому вмешательству рук. Устройство компьютера заставляет ребенка «думать» о способе своего действия, ребенок нажимает на нужные клавиши, подает импульс «мыши» или использует другие средства ввода информации, и ее преобразования. Компьютерные игры, программы не заменяют обычные, а лишь дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Для полноценного использования игр и программ, требующих от ребенка умения оперировать символами (знаками, обобщенными образами, возникающими и создаваемыми им самим на экране, ему необходимо иметь достаточно развитое мышление, творческое воображение. Все эти психические процессы формируются у ребенка в его многообразной практической деятельности на занятиях и в игре. Объективно это означает начало овладения теоретическим мышлением: осознание способа действия – его несомненный признак и основа. Ребенок начинает думать прежде, чем делать. Таким образом, компьютерный мир нужен современному ребенку еще и потому, что способствует развитию его мышления, обеспечивает благодаря формированию основ теоретического мышления интеллектуальную подготовку к обучению в школе.
При использовании компьютера на занятиях учебная нагрузка усваивается играя, при этом снижается утомляемость ребенка.
Введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственно-экологического и физического развития ребенка. Занимаясь за компьютером ребенок учится : ориентироваться на экране, ориентироваться на клавиатуре (находить нужные буквы, цифры, кнопки вверх-вниз, работать с мышью (запускать программы, перемещать объекты, находить и нажимать нужные инструменты и кнопки, с помощью чего развивается мелкая моторика рук (печатать, выполнять одинарный и двойной щелчок, нажимать и перетягивать объект и т. д.). Благодаря компьютерным средствам на индивидуальных занятиях, появились дополнительные возможности сделать процесс автоматизации звуков, овладение чтением и предупреждение ошибок чтения и письма более доступными, прочными и эффективными для ребенка.
Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло – сделать компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни ребенка.