Анастасия Гомбоева
Использование инновационных форм сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование инновационных форм сотрудничества родителей и детского сада
в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
Автор: музыкальный руководитель МАДОУ №3 «Колобок»
комбинированного вида г. Улан-Удэ». Гомбоева А. А.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В духовно-нравственном становлении растущей личности ведущую роль играет семья. Сотрудничество дошкольного учреждения и родителей способствует формированию основ духовной культуры личности ребенка, отражает основные признаки культуры мира, которые необходимы для полного развития человека, как гражданина общества. Для выполнения задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в детском саду организовано единое образовательное пространство, активными участниками которого являются педагоги детского сада, воспитанники и их семьи. В первую очередь учитываются следующие принципы: системность, целенаправленность, учет специфики каждой семьи. Обязательным условием является доброжелательность и открытость. В поиске духовного возрождения России особенно актуально воспитание, образованных и высоконравственных граждан, обеспечивающих духовно- нравственный компонент в содержании образования.
Инновация – это создание и внедрение различного вида новшеств. Целью инноваций в содержании образования является повышение его качества через инновационные педагогические технологии обучения детей.
В современном обществе происходят динамичные изменения, которые характеризуются огромным количеством нововведений. Инновационные процессы являются закономерностью развития современного дошкольного образования.
Современные дошкольники думают и чувствуют по - особенному. Эти дети требуют особого подхода. Изменившийся мир требует другого сознания, и нам взрослым, это сознание становится доступным, благодаря общению с нашими детьми.
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной, - местом, где они живут, передать свою любовь к родным местам. Все это является основой в нравственном воспитании дошкольника..
Основное направление педагогической деятельности -это создание и совершенствование предметно – развивающей среды, способствующей воспитанию гражданина, патриота, установлению тесных связей ДОУ с семьей. Родители являются первыми педагогами ребенка, а наша задача оказать им помощь в воспитании и развитии, учитывая пожелания и интересы, применяя эффективные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно–нравственном воспитании дошкольника.
Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Решая задачи повышения компетентности родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников, используем разнообразные формы работы : круглые столы для родителей и консультации на духовно-нравственные темы, информационные стенды, анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
Приобщение родителей к образовательному процессу проходит в форме совместной деятельности: проведение и организация экскурсий, проведение творческих выставок, конкурсов, оформление тематических альбомов, подготовка к праздникам.
Одна из форм апробированная и адаптированная в нашем коллективе – это «Семейная мастерская», целью которой является
возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания как средство гармонизации отношений «родитель-ребенок». Так же одним из важных условий является поддержка инициативы и социальной адаптации ребенка.
Для решения данной цели были определены задачи, формы и содержание «Семейной мастерской». Разработаны тематические консультации для родителей, сценарии мастер-классов, оформлены информационные стенды. Итогом «Семейной мастерской» является выполнение какой-нибудь продуктивной деятельности. Например, «Дом, в котором я живу» после чего родители и дети с удовольствием совместно изготовили из бросового материала жилище своего народа (русская изба, юрта, современные многоэтажные дома и т. д.)
Результатом проведения мастер-классов были организованы выставки работ из соленного теста «Амтатай», конкурс рисунков «Мы такие разные», фото-выставки «Мамины помощники», «Сагаалгаан в кругу семьи» и т. д.
Созданы условия для гармонизации личности ребенка и взрослого, начали формироваться эмоциональная устойчивость, нравственно-волевые качества, уважение к людям и продуктам их труда. В процессе работы «Семейной мастерской» разработали совместные проекты, такие как «Моя семья», «Я–потомок своего рода», «Герои моей семьи». Заинтересованное участие наших родителей в педагогическом процессе помогло создать семейную творческую мастерскую «В гостях у Фиксиков». В мастерской совместное творчество детей с их родителями помогло раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, каждой семьи.
Эти проекты воспитывают чувство гордости за свою семью и любовь к её членам, расширяют знания детей о членах семьи, традициях, профессиях. По итогам всех мероприятий организованы праздники, на которых, обобщаются результаты проведенной работы, целью которых является приобщение воспитанников к истокам народной культуры, восстановление традиционного уклада на основе календарных праздников. Досуги, праздники – самые привлекательные, востребованные формы работы. Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании духовной культуры ребенка, знакомят с народной культурой. Ежегодно в нашем детском саду проводятся такие фольклорные праздники как «Осенняя ярмарка», «Широкая масленица», «Сагаалгаан», развлечение «Колядки», имеющие немаловажное значение для воспитания духовно–нравственных качеств у детей.
Одной из инновационных форм сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольников является создание мини-музеев, как один из способов познания окружающего мира, и отражающий самые разные стороны нашей действительности. Очень важно рассказать ребёнку именно в дошкольном возрасте о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, как велика его страна. Из истории и складывается любовь к Отечеству.
Мини – музеи помогают дошкольникам почувствовать свою причастность. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его близкие. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.
Тематика мини-музеев разная:
«Кукольный театр», «Мир динозавров», «Игрушки моей мамы», «Моя любимая сказка», «Назад в СССР» и т. д.
Материал мини-музея включает:
Большое количество детской художественной литературы: сказки, потешки, загадки, прозу и поэзию.
Дидактические пособия и игры:
Все атрибуты мини-музеев способствуют развитию художественного вкуса у детей, творческих способностей и развитию речи.
Создавая предметно – развивающую среду для развития устного народного творчества, родителями и детьми были сделаны шумовые музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты изготовлены из подручного материала, из которого можно извлечь звук (трещётки, свистелки, барабаны, бубны, треугольники и т. д.)
Эти загадочные музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей, а дошкольники познают мир через игру. Для развития патриотического воспитания, совместно с родителями был создан мини – музей «Наш родной край».
Его содержание помогает нам воспитывать у детей любовь к Родине, к ее традициям и достижениям. Уделили большое внимание изготовлению своими руками дидактических игр по патриотическому воспитанию.
Благодаря материалам, дидактическим играм, представленным в уголке, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.
Материалы, дидактические игры, размещенные в уголке, можно разделить на несколько частей, которые включают в себя направления:
«Моя семья». Альбом с семейными фотографиями, который помогли сделать родители. Мир ребёнка начинается с его семьи. Рассматривая альбом с фото «Моя семья», подчеркиваем ценность семейных отношений, воспитываем уважительное отношение к членам семьи, приглашаем родителей рассказывать о семейных традициях.
«Народы Бурятии» : дидактические игры, сделанные своими руками «Из бабушкиного сундука», «Собери юрту».
«Мой родной город» - созданы дидактические игры: «Собери Герб города, страны», «Городские загадки».
«В гостях у Дедушки Байкала» - сделаны дидактические игры: «Кто живет на Байкале?», «Лекарственные травы», «Птицы нашего края».
Лэпбук «Моя малая Родина».
Чтобы вызвать интерес к родному городу, необходим, прежде всего, подбор материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставлял яркие впечатления, которые стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем. Так родилась идея воплощения проекта «Семейные путешествия по Бурятии. Путевые заметки». Семейные рассказы о путешествиях по Бурятии были настолько интересными, в которых рассказывали о достопримечательностях, истории и традициях семьи.
Анализируя записи путевых заметок, ребята узнали много интересного и познавательного. Знакомство детей с родным краем, с историческими, культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут стать патриотом и гражданином своей Родины. Итоговым мероприятием проекта стал семейный вечер «Таежная, озерная. степная». Мероприятие было организовано с целью привлечения внимания к семье, ее значимость в жизни ребенка, вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность.
Все родители с большим удовольствием оформили древо своего рода «Я–потомок своего рода», с историей каждой семьи. Наиболее интересными прошел мастер–класс «Герб семьи». Создавая герб своей семьи, ребята и родители отразили основные традиции, историческое начало, ценности своей семьи.
Совместный долгосрочный проект «Улицы родного города» стал интересен не только детям и родителям, но и старшему поколению семей. Ребятам стало интересно узнать, почему улицы, на которых они живут, носят то или иное название (улица Добролюбова, улица Пушкина, площадь Банзарова и улица Калашникова.) Вместе с родителями ребята создали альбом–книгу «Улицы родного города» с фотографиями своих улиц и дворов, своими рисунками и историями о строительстве улиц. Через весь проект прошла красной нитью связь поколений. Нравственный аспект этого проекта огромен. Чувство гордости и радости переполняли ребят, когда они приносили свои семейные фотографии и истории для нашей книги «Улицы родного города».
Современное общество предъявляет всё больше требований к результатам образования, их практической значимости, что напрямую связано с эффективностью поставленных воспитательных задач.
Таким образом, анализируя результаты работы с семьей по воспитанию духовно – нравственной культуры детей дошкольного возраста, пришли к выводу, что при условии постоянной и планомерной работы по привлечению родителей в образовательный процесс:
1. в семье, как социальном институте детства, необходимо развивать духовные традиции;
2. повышать значимость семейных ценностей через инновационные формы сотрудничества в единстве семья–ребенок–детский сад.
Взаимодействие ДОУ и семьи позволяет поддержать становление духовно-нравственной личности ребёнка, уровень духовно–нравственной культуры. Мы уверены, что все эти формы нам помогают активизировать родителей в нашей совместной деятельности по духовно–нравственному воспитанию детей. Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые инновационные формы сотрудничества с родителями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абраменкова В. В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании – Сборник материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции / Воспитание и обучение детей младшего возраста – М., 2011. с. 151-169
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. : Просвещение, 2011 14
3. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989, №3 4. Короткова Н. А., Нежнов П. Г. Возрастные нормативы и наблюдения за развитием дошкольников // Ребенок в детском саду, 2005. №3, №4
5. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. – 2-е изд., переработ. и допол. – Биробиджан: Издательство БГПИ, 2005, 272 с.