Анастасия Затрутина
Использование дидактической куклы в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я поделюсь с Вами возможностями использования дидактической куклы в ходе педагогического взаимодействия с детьми, направленного на познавательное развитие детей. Опишу требования к такой кукле и особенности образовательных ситуаций с ней.
"Кто в детстве в куклы не играл,
тот детства не видал"
(народная мудрость).
Публикация «Использование дидактической куклы в раннем возрасте» размещена в разделах
Ранний возраст - уникальный период в жизни ребенка, в течении которого происходит интенсивное развитие всех сфер личности. С самого рождения малыш вынужден приспосабливаться к внешним условиям, постепенно осваивая новые виды деятельности, соответственно формированию физиологических и психических функций. В период раннего детства происходит активное развитие познавательных процессов, ребенок начинает проявлять познавательный интерес к миру и событиям вокруг него, но нуждается в педагогической поддержке и помощи.
ФГОС дошкольного образования предлагает педагогам использовать новые подходы в воспитании и обучении детей раннего возраста, занимать личностно-ориентированную и гуманистическую позицию в процессе педагогической работы. Познавательное развитие ребенка рассматривается как развитие интересов детей, любознательности, мотивации к познавательной деятельности. Педагог должен ориентироваться не на директивную передачу знаний и умений, а на формирование субъектной позиции ребенка, его самостоятельности и активности в познавательной деятельности.
В современной социальной ситуации детей окружает множество различных гаджетов, которые отвлекают ребенка от самой важной для него деятельности – тактильного обследования предметов, манипулирования и действий с ними. Игрушки, представленные в магазинах, чрезмерно перегружены деталями, ориентированы исключительно на привлечение ситуативного внимания и, часто, не несут дидактической функции. Таким образом, особой задачей педагога становится ввести в жизнь ребенка простые игрушки, не оборудованные музыкальными и световыми эффектами, но обладающие важными развивающими функциями.
Игрушка в процессе игры является самым близким предметом для ребенка, а одним из важных посредников между окружающим миром и ребенком становится кукла, которая в определенных условиях становится дидактической в руках педагога.
Дидактически оборудованная кукла – универсальный инструмент педагога, обладающий уникальными дидактическими свойствами и широким спектром возможностей для использования в работе с детьми раннего возраста.
Е. И. Тихеева разработала серию дидактических приемов и методов, направленных на развитие речи детей, основанных на игровых действиях с дидактически оборудованной куклой. Данная кукла, по мнению педагога, должна быть приспособлена для обучения детей, иметь набор аксессуаров (набор одежды, головных уборов, обуви, мебели и. т. д., необходимых для знакомства ребенка с повседневной жизнью, обогащения их активного и пассивного словаря.
Также, вариативность использования дидактической куклы позволяет педагогу помочь детям раннего возраста адаптироваться к детскому саду, познавать окружающую действительность, освоить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, совершенствовать восприятие сенсорных эталонов.
Кукла, которую можно применять для познавательного развития детей раннего возраста, должна быть яркой и привлекательной, иметь тщательно продуманный набор аксессуаров, которые помогут познакомить ребенка с предметным и социальным миром в ходе игры.
По мнению Е. И. Тихеевой “Кукла — человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове. Но эта жизнь требует педагогического руководства”.
Дидактическая кукла является посредником между педагогом и ребенком, позволяет незаметно для ребенка осуществлять педагогическую деятельность по воспитанию и обучению. Для детей характерно «очеловечивание» кукол, что значительно расширяет возможности их использования в образовательном процессе.
Еще Н. К. Крупская в своей статье “Об игрушках для дошколят” писала, что “важно, чтобы ребенок имел простую, небьющуюся, не уродливую куклу, которую он бы мог купать, умывать, одевать и раздевать, в процессе этом учась завязывать тесемки, застегивать пуговицы. Кукла должна быть самая простая, дешевая, но красивая, такая, которую трудно испортить, изуродовать”.
Требования:
- простота,
- конкретизация,
- натурализм,
- внешнее сходство с человеком,
- эстетичность,
- красота,
- иметь необходимый набор аксессуаров, которые будут использоваться в непосредственной образовательной деятельности.
Не только девочки, но и мальчики с удовольствием играют в куклы : кормят и лечат, носят на руках и баюкают, катают в коляске и пеленают. Дошкольники обыгрывают различные ситуации, отображают и закрепляют обобщенные представления о них. В игре с куклой зарождается сюжетно-ролевая игра, когда дошкольник использует взятую на себя роль. Дети играют в парикмахерскую, больницу, словом во все то, что встретится в жизни. Они проигрывают сюжеты и целые сюжетные линии. Играя, ребенок воспроизводит взаимоотношение людей и усваивает законы общества. Поэтому куклы являются главными игрушками, способствующие социализации детей.
Образовательная работа с малышами может быть организована с помощью самых различных средств: сюжетных игр-занятий, игровых упражнений с куклами, выполнения несложных поручений, индивидуального общения ребенка со взрослым, в зависимости от целей, ради которых она проводится. В группе раннего возраста игровые познавательные занятия-упражнения с дидактическими куклами проводятся в утренний отрезок времени с подгруппой детей (до 5 человек) и продолжительностью 10 минут.
В течение учебного года я разрабатывала игры-занятия с куклой (Приложение №1, №2). Разработала перспективный план. Были проведены консультации по темам: «Игрушка в жизни ребенка», «Как правильно выбрать игрушку ребенку». Совместно с родителями была изготовлена дидактическая кукла, которую мы используем непосредственно образовательной деятельности, а также в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей.
Так, например, для детей, не достигших 2 лет я разработала цикл игр-занятий «Играем с Лялей», на которых дети знакомятся с куклой и как с ней действовать.
Для детей от 2 до 3 лет при формировании культурно-гигиенических навыков я использую следующие игры-занятия: «Мы моем кукле руки», «Катя проснулась», «Кукла Катя причесывается», «Сделаем Кате красивую прическу», «Купание куклы Кати», «Наденем кукле Кате чистое платье», «Оденем Катю на прогулку», «Куклы на прогулке», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки». При формировании навыков поведения за столом использую игры-занятия : «Покажем кукле Кате как нужно сидеть за столом», «Напоим Катю чаем», «Накормим куклу Катю обедом» (умение пользоваться столовыми приборами). При формировании добрых отношений ко взрослым, сверстникам: «Кукла Катя заболела», «День рождения у куклы Кати», «Кукла Катя у нас в гостях», «Катание кукол на машине», «Покатаем кукол с горки». В воспитании бережного отношения к вещам использую игры-занятия : «Кукла Катя убирает игрушки», «Кукла хочет спать», «Погладим кукле платье». В воспитании интереса к труду взрослых: «Починим игрушки», «Стирка кукольного белья» и другие.
Таким образом, игры с куклами способствуют всестороннему развитию детей. Наблюдая за играми детей, я обратила внимание, что дети больше стали интересоваться куклами. Они их кормят, укладывают спать, укачивают. Играя с куклой, дети чувствуют свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития личности ребенка.
Список литературы:
Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. /Н. М. Аксарина. – 3-е изд. – М. : Издательство “Медицина”, 2006 – 304 с.
Павлова Л. Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста /Под ред. Л. Н. Павловой. - М., 1986 – 176 с.
Пешкова Н. В. Развивающие занятия с детьми раннего возраста : простые секреты успешной работы /Пешкова Н. В. - СПБ: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО - ПРЕСС”, 2014 - 192 с.