Мария Нагорная
Дидактическое пособие «Развиваем пальчики».
▼ Скачать + Заказать документы
Развиваем пальчики
Нагорная Мария Дмитриевна,
воспитатель МК ДОУ
Лосевский детский сад №1
Павловского муниципального района
Воронежской области.
Я работаю воспитателем в детском саду. В своей работе использую дидактическую игру «Развиваем пальчики», изготовленную своими руками.
Публикация «Дидактическое пособие „Развиваем пальчики“,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2014
Пособие состоит из нескольких листов картона, обшитых яркой тканью. На ткань пришиты ленты, бусы, шнурки, аппликации. По соображениям безопасности при изготовлении пособия клеем я не пользовалась. Все листы не скреплены друг с другом, что дает возможность играть нескольким детям одновременно.
Задания имеют разную степень сложности, а в группе, как правило, есть дети с разным тактильным опытом и сенсомоторным развитием, - в этом смысле пособие является универсальным, поскольку учитывает индивидуальное сенсорное развитие каждого ребенка и помогает двигаться от простого к сложному. Ребята, выполнив свое задание, могут поменяться листами с товарищами, что поддерживает постоянный интерес к игре.
Задание «Застегни-расстегни» - разного цвета молнии пришиты одним концом к пособию, другой конец - свободный. Кроме развития тактильных ощущений, это задание закрепляет понятия о цвете, знакомит с кружевом и тесьмой, развивает глазомер (ведь молнии можно застегивать и не до конца, а до определенного уровня.
Лист «Затяни шнурочек» развивает умение пользоваться регуляторами для тесьмы разной конфигурации - эти навыки в жизни помогают при затягивании шнурка, тонкой круглой резинки на одежде и обуви.
С помощью задания «Пуговицы на ножках» ребята учатся застегивать и расстегивать разные по величине пуговицы на ножках. Развитие мелкой моторики пальцев, точности движений происходит за счет того, что петли сделаны из тонкой атласной ленточки, которая скользит и не всегда с первого раза попадает на пуговицу.
Задание «Такие разные пуговицы» еще сложнее. Широкие атласные ленты нужно застегнуть на разные по размеру плоские пуговицы. Мало того, что их на ленте встречается не только по одной, но и по две, к тому же, застегивание в прорезные петли производится в разном направлении – как справа налево, так и наоборот.
Еще один способ застегивания плоских пуговиц (на воздушную петлю) отрабатывается в задании «Новогодняя елочка». Эта мягкая аппликация изготовлена из разной по фактуре ткани: елочка – зеленый мех, шарики – гладкий креп-сатин и яркий ситец в горошек. Вместо звездочки завершает композицию пуговица с продетым в дырочки шнурком с колокольчиками на концах, его нужно научиться завязывать бантиком. Это задание вызывает неизменный интерес и особое эстетическое чувство у ребят.
Задание «Затяни поясок» формирует необходимые в жизни навыки застегивания пояса разными способами: на «липучку», с помощью завязывания концов узлом, посредством пряжек.
В пособии имеются несколько заданий на развитие умения работать с крючками разного размера, отличающиеся способом застегивания.
«Кнопочки-крючочки» знакомят с разными видами застежек: на кнопках и крючках. Для удобства детей на начальном этапе формирования умений я использовала крупные крючки, петли жесткие проволочные.
В аппликации «Яблонька», изготовленной из яркого, приятного на ощупь флиса задание с крючками усложняется: на мелкие бельевые крючочки нужно надеть яблочки с помощью воздушных петель.
Мягкая аппликация «Веселый петушок» очень нравится детям. Из нескольких ярких частей нужно составить изображение петушка. Затруднение всегда вызывает хвост: с первого раза трудно подобрать детали по порядку, не выходя за контур. Все детали с обратной стороны прошиты флисом, поэтому «прилипают» к основе.
В. А. Сухомлинский считал, что в кончиках детских пальцев заложены истоки их творческих способностей и дарований, что ребенок тем умнее, чем больше мастерства в детской руке. В играх со шнурованием развивается глазомер, внимание, усидчивость, происходит овладение новыми способами предметно-познавательной деятельности. Укрепляются пальцы и кисть руки, что не только косвенно готовит руку к письму, но и влияет на становление связной речи ребенка и является основой для его интеллектуального развития.
В игре «Шнуровка» для формирования начальных навыков шнурования используются толстые плоские шнурки на крупных жестких петлях и крючках.
Для закрепления этих навыков предлагается задание «Шнуровочка» . Усложнение задания происходит за счет того, что петли для продевания шнурка становятся мягкими (воздушные петли из тонкой ленточки) или мелкими (металлические петли для бельевых крючков и пластмассовые петли из детского набора для рукоделия). Со шнурками тонкими и короткими тоже сложнее справиться.
Задание «Заплети косичку» очень нравится девочкам. Умение заплести тонкую и толстую косичку из разноцветных шнурков дополняется умением завязать резинку для волос и завязать бант.
В игру «Собери бусы» лучше играть сразу нескольким детям, так как нанизывание бусин на шнурки – дело кропотливое и трудоемкое.
В верхней части листа – самое простое задание: нанизывать бусы одного диаметра в определенном порядке. Посередине – бусины на ножках. Нижнее задание самое сложное: нужно, соблюдая порядок, нанизывать пуговицы на ножках или продеть шнурок в дырочки плоских пуговиц. Конец каждого шнурка на листе нужно зафиксировать узлом или бантом, чтобы бусины не рассыпались. Мотивация для этой игры может быть разная: «Собери бусы для мамочки», «Какая бусина следующая», «Продолжи пуговичную цепочку» и т. д.
Развитие познавательного интереса, зрительной, моторной, образной и других видов памяти в форме игровых заданий происходит у детей в ходе знакомства с пособием «Развиваем пальчики». Но я заметила и обратную связь: ребенок с недостаточно развитой мелкой моторикой, с низким уровнем сенсорного развития быстро теряет интерес к игре.