Получи документы

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и занимательного математического материала в НОД»

Раиса Децик
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и занимательного математического материала в НОД»
▼ Скачать + Заказать документы

Из всего многообразия занимательного материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры и упражнения.

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию старших дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр и занимательного математического материала. В формировании у детей математических представлений в моей работе широко используется занимательный математический материал. Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать : игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т. д., игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры. Игры старалась подобрать по структуре занятия, формирование элементарных математических представлений определяется возрастом детей целью, назначением, содержанием. Занятия с играми и упражнениями применялись в качестве учебного задания. Направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений о геометрических фигурах и счете. В ходе занятий привлекала детей необычностью, неожиданно преподнесению игр от имени сказочного героя. Обучению детей дошкольного возраста счету является для меня трудным разделом в работе требующей большой настойчивости, четкой системы и последовательности. Обучая детей счету, я использовала не только готовые занятия, но и развивала мысли детей, наблюдательность, стремилась вызвать интерес к количественной стороне окружающей действительности, учила детей думать и рассуждать, а, следовательно, развивалась и речь. Постепенно помнила о том, что необходимо формировать не исполнителя чужой воли, а творчески мыслящего человека.

Публикация «Консультация для воспитателей „Использование дидактических игр и занимательного математического материала в НОД“» размещена в разделах

Мы работали в тесном контакте с нашей школой (прогимназия –наши начальные классы). Программа начальной школы базируется на образовательной системе «Школа-2100», я поставила перед собой цель – совершенствовать систему работы с детьми на занятии по математике по разделам : геометрических фигур, количественный и порядковый счет.

Ведется большая работа с родителями, которые продолжают заниматься с детьми в домашней обстановке. Цель этой работы - пробуждать родителей к участию в образовательной работе детского сада. Помогать родителям через включенное наблюдение увидеть процесс математического развития собственного ребенка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить его затруднения. В группе созданы все необходимые условия для успешного формирования элементарных математических представлений. Присутствует уголок занимательной математики «Математическая игротека», в котором размещен необходимый материал для работы воспитателей с детьми, а так же для самостоятельной работы детей. В него вошли развивающие игры, которые помогли развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Всю работу в уголке занимательной математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. В работе используются традиционные (математические игры, дидактические игры, словесные игры и игровые упражнения, решение логических задач, а так же нетрадиционные (математическое моделирование, математические сказки, элементарные опыты и т. д.) педагогические методы и приемы. (лото, домино, мозаика, пазлы, мои первые цифры, формы построй город).Математика дает огромные возможности для развития мышления по учебно-методическому пособию Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз ступенька, два ступенька» широко используется эти игры.

В ходе работы старалась видоизменить игры ввести варианты уже знакомых игр, использовала наглядный материал, который позволяет не только разнообразить, но и сделать ее привлекательной для детей. Переходя от простых заданий к более сложным, я уделяю внимание играм с составлением плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Это игра «Танграм». Она еще называется «Головоломкой из картона». На первом этапе закрепляем знания геометрических фигур, уточняем знания в пространственном представлении, умение ориентироваться на столе. Затем приступаем составлять новые фигуры с помощью образцов. При воссоздании фигуры на плоскости очень важно мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов предлагаю им задания творческого характера, давая возможность проявить смекалку, находчивость. Еще одной занимательной игрой является «Колумбово яйцо». После рассмотрения и называния частей, определения формы и размера, ребятам предлагаю найти сходства: фигуры треугольной формы, с закруглением имеют сходства по форме с крыльями птиц; большие по размеру фигуры (треугольники и квадраты с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение частей развивает у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части. Дети быстро находят решения и составляют самостоятельные фигуры по своим замыслам. «Почини одеяло». Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах, учить быстро находить недостающие фигуры.

Предлагаю детям рассмотреть одеяло, рядом лежат геометрические фигуры. Дети должны подобрать геометрические фигуры, которые будут подходить к нашему одеялу. «Чудесный мешочек» Цель: Закрепить умение узнавать предметы на ощупь. Правильно называть их.

В чудесный мешочек помещаю: кубик, мяч, конус, цилиндр, прямоугольник, треугольник, овал. Ребенок должен в мешке найти форму предмет по инструкции воспитателя, назвать ее, а потом только достать и показать. «Построй город» Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах. Воспитывать бережное отношение к игре. Ребятам предлагается внимательно рассмотреть геометрические фигуры, сделать небольшую постройку, при необходимости помогаю. В этой игре можно использовать несколько вариантов «домик», «мост через реку», «теремок».«Какой цифры не стало» Цель: Учить замечать какие изменения произошли с числами. Выставляются все числа в ряд, дети закрывают глаза, меняю числа местами, или убираю дети отгадывают какой нету цифры. «Назови соседей» Цель: Закрепить знания детей о числовом ряде. Выставляю числовой ряд, детям предлагается назвать числа, которое находятся рядом друг с другом. Обучение в начале года начиналось с путешествия в царство геометрических фигур, которое проходило в игровой форме с помощью моделирования. Дети были экскурсоводами, они называли свойства геометрических фигур, цвет, размер, форму. Воспитатель менял картину, а экскурсовод описывал произошедшие изменения. Мой маленький кружок превратился сначала в большой красный круг. Изменился размер, а форма и цвет не изменился т. д. В работе с тетрадями, дети очень любят составлять мозаику, выполнять задание по образу. Игра «Веселая почта».Вариант игры очень интересный, вводился не один почтальон, а несколько. Дети поочередно были почтальонами. Воспитатель берет конверт с геометрическими фигурами, у детей карточки с геометрическими фигурами. Почтальон должен вручить конверт с такой геометрической фигурой, которая на конверте. Почтальоны меняются, игра продолжается. Игра «В овощном магазине».Дети представили что у них есть сумочки с моделями, переходят на количественный счет, закрепляются понятие часть, часть целое. Мама купила Маше два огурца, а Мише три помидора, сделав покупки, они пошли домой. Во дворе дети пошли играть, сложи мама свои покупки. Что получается в результате сложения. Дается усложнения, добавляются геометрические фигуры овал, треугольник, квадрат. Игра «В магазине игрушек».

В этой игре выставляются картинки с изображением игрушек. А с помощью модели мы восстанавливаем ситуацию. Только мы не прибавляем, а вычитаем. Было два грузовика и три легковых машины. Два грузовика уехали, сколько осталось? (3) целое все машинки в большом мешке мы разложили на две части: то что взяли и что осталось. Как можно назвать это действие вычитание. Для развития моторики предлагается игра «Конкурс красавиц» в этой игре предлагается выложить цифры из полосок бумаги, из палочек, из спичек, из веревочек или шнура, вылепить из пластилина. «Живые цифры», в этой игре цифры расположены в разбросанном виде, воспитатель дает время быстро построить цифры по порядку. «Гаражи и машины». Машины и гаражи пронумерованы от 1 до 10. каждая машина должна найти свой гараж соотнесение цифры 1 ко 1, 2 к 2. Для закрепления теоретического материала на занятии ребята работают практически в тетрадях. Если, начиная со II младшей группы, работа проходит медленно, то в старшей группе она набирает ход. Дети с удовольствием занимаются. Им интересны такие задания,где они сами придумывают. Очень интересное задание «Подбери подходящую заплатку» где дети сами подбирают геометрическую фигуру. Аналогично даются задания. «Найди на рисунках знакомые фигуры»,«Какой фигуры не хватает».В этих заданиях у детей развивается внимание интерес к занятиям. Увлекательное задание «Закончи узор», «Раскрась» продолжая закономерность», «Измени цвет, продолжи дальше».Эти задания способствуют развитию моторики рук, усидчивость, дети запоминают цвета. На каждом занятии создается игровая ситуация, для того, что бы собрать внимание детей заинтересовать их. В тетрадях даются такие задания:«Помоги муравьишке попасть домой»,«Кто кому звонит»,«Помоги малышам найти свою маму»,«Обведи линии мышек так, чтобы отделить их от кошек»,«Найди рисунок двойник»,«Найди одинаковые игрушки».

Публикации по теме:

Как развить математические и интеллектуальные способности у ребёнка в игровой деятельности Значение математики огромно! Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т. е. наилучшим образом формирует.

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время» Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и занимательного математического материала в НОД»
Опубликовано: 1 апреля 2014 в 14:27
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и занимательного математического материала в НОД»» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Децик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД