Светлана Подтиканова
Исследовательский проект «Фольклор в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Фольклор в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья»
Педагог дополнительного образования
Подтиканова Светлана Андреевна.
Цель проекта :
Публикация «Исследовательский проект „Фольклор в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Народная культура, фольклор
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Формирование гармонически развитой и духовно богатой личности. Воспитание стремления к самосовершенствованию, желание реализовывать свои творческие возможности, повышение культуры речи обучающихся. Развитие внутреннего мира и культуры поведения и общения, приобщение учащихся к исторической судьбе народа.
Для достижения цели предстоит решить основные задачи:
образовательные:
1. Знакомить детей с традиционными бытовавшими ранее обычаями и обрядами;
2. Учить творчески реализовывать свои идеи;
воспитательные:
1. Совершенствовать нравственно-эстетические качества путем приобщения к декоративно-прикладному творчеству;
2. Создавать условия для развития у учащихся интереса к местным народным традициям, через сотрудничество со школой, родителями, социумом.
развивающие :
1. Способствовать формированию высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского народа;
2. Развивать творческую активность учащихся;
3. Развивать у детей пространственное мышление, объемное видение предмета;
1.1 Направленность дополнительного образовательного проекта.
Проект направлен на :
-развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- создание условий творческой самореализации личности ребенка.
1.2. Новизна проекта :
У учащихся формируются следующие образовательные компетенции: 1. Ценнностно-смысловая (обучающийся способен видеть и понимать окружающий мир)
2. Общекультурная (опыт усвоения учащимися картины мира).
3. Учебно-познавательная (участие в проектной деятельности, формулирование полученных результатов, овладение приемами исследовательской деятельности).
4. Информационная (извлечение необходимой информации из различных источников; осуществление поиска нужной информации по заданной теме в источниках разного типа; использование мультимедийных ресурсов и компьютерной технологии для обработки, передачи информации, подготовки презентаций).
5. Коммуникативная (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).
6. Социально-трудовая (овладение этикой взаимоотношений с кружковцами при выполнении заданий; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).
7. Компетенция личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения).
1.3. Актуальность проектаобусловлена потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:
- в приобщении детей к истокам родной культуры и народным традициям.
- в воспитании терпимости к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию - к толерантности;
- в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;
- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора Кубани.
1.4. Возраст детей участвующих в реализации проекта
Дополнительный образовательный проект предназначена для учащихся 2-9 классов, проявляющих склонность к творческой деятельности.
1.5. Сроки реализации проекта :
Срок реализации 3 года.
Общее количество часов -216 ч.
1.6. формы проведения занятий и режим:
Теоретические занятия: ознакомление с новым материалом, включает в себя беседы и демонстрацию: аудио-, видеоматериалов, а также учебных пособий.
Практические занятия: исполнение хороводов, песен, игр, скоморошин, театрализация.
Формы контроля. Опрос на занятиях, проверка выученных ролей, танцевальных движений, вокальных партий.
Педагогические методы и приёмы. Объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснение, иллюстрирование, показ наглядных пособий. Словесный: беседа, обсуждение, консультации, комментарии педагога, выступления учащихся. Частично-поисковый: изучение истории народных традиций, поиск информации. Практический: выполнение заданий, актерское мастерство.
Занятия проходят три раза в неделю: понедельник, среда,пятница.
1.7. Ожидаемые результаты образовательного проекта и способы определения их результативности
Целенаправленная совместная деятельность педагогов, родителей и учащихся по реализации воспитательного проекта и развития творчества детей способствует достижению положительных результатов:
• создание эффективной воспитательной системы, основанной на высокой заинтересованности педагогического коллектива в деле воспитания подрастающего поколения;
• сформировавшийся у школьников интерес к местным народным традициям, историческому и культурному наследию русского народа;
• приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям, культуре наших предков, к глубинному традиционному наследию;
• проявление гражданско-патриотических чувств через поступки и поведение в целом;
• раскрытие собственной индивидуальности через творческую деятельность на основе полученных знаний;
• создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями.
• высокий процент удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью школы;
• повышение престижа школы в социуме;
• выход школы на новый этап развития;
Признак Показатель
Стойкий интерес к русской традиционной культуре Положительный эмоциональный отклик на занятия;
Регулярное посещение занятий;
Углубленные знания русской традиционной культуры Знание основных народных праздников и обрядов;
Умение различать региональные особенности народного костюма;
Культура поведения и культура быта учащегося на основе традиционных ценностей Уважение к старшим и педагогу;
Доброжелательное отношение друг к другу;
Взаимопомощь и трудолюбие;
Гордость за свой народ;
Толерантное отношение к другим этносам
1.8. Формы проведения итоговых занятий по реализации проекта
Ежегодный отчетный концерт, участие в массовых мероприятиях, районных концертах, зональных конкурсах, концертах.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов и тем Всего часов Теоретические
учебные занятия Практические
учебные занятия
1 Вокально-хоровая работа.
а)пение учебно-тренировочного материала.
б) пение произведений
в) индивидуальные занятия
140 15 125
2 Слушание музыки 24 8 14
3 Элементы хореографии 38 8 30
4 Концертная деятельность 14 4 10
Итого: 216
РЕФЕРАТИВНОЕ ОПИСАНИЕ ТЕМ.
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА.
Ознакомление учащихся с вокально-хоровыми навыками пения в народной манере, близкой к разговорной речи. Работа над вокально-хоровыми навыками дыхания,артикуляцией, дикцией стремления к полной свободе трудных в интонационном и вокальном отношении фрагментов произведений.
ПЕНИЕ УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНОГО МАТЕРИАЛА.
а) показ и работа над постоянными упражнениями, объяснение цели и задачи упражнения;
б) распевание на отдельных фрагментах песни с целью впевания данного эпизода;
Слушание музыки:расширение кругозора учащимися,углубление полученных ранее заданий. Слушание вокально хоровой,инструментальной, симфонической музыки, использующие народные мелодии. Знакомство с фольклором родного края и мира. Посещение концертов,музыкальных спектаклей.
Хореография : включает в себя изучение различных видов хороводов: кругового, орнаментального, игрового. Освоение основных фигур хоровода: «корзиночка», «восьмерка», «улитка», «прочес», «колонны» .Самостоятельная «постановка» некоторых песен.
2.1 Содержание проекта :
Проект предполагает использование местных особенностей народной культуры: певческие традиции, характерные для местности ремесла и промыслы, специфические особенности в одежде, утвари, архитектуре, своеобразие исторической судьбы края. Это позволит показать яркую самобытность образа жизни жителей нашей местности и края и сравнить с общерусской культурой, выявив сходство и различие. Проект основана на традиционном календарном цикле. Изучение народных праздников
раскрывают роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».
Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ: общественный и общинный характер принимали и радостные праздники святок, масленицы, свадеб и горе похорон.
В народной педагогической практике можно обнаружить осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Пособием для воспитания является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками.
Фольклор (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос, народная музыка,театр (драмы, сатирические пьесы, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Детский фольклор - это тот мир, который детское сообщество создавало "для себя" на протяжении многих веков. Его составляют считалки, дразнилки, заклички, потешки, колыбельные песни и т. д. Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе школьника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме. Музыкальный фольклор органично объединяет в себе слово, напев и движение. Каждая из перечисленных сфер может стать основой для разнообразных творческих проявлений учащихся. Однако важно, чтобы исходный материал был подобран в соответствии с их возрастными особенностями. Младшие школьники подвижны, чутко реагируют на яркую, образную речь, эмоционально включаются в игру. Область фольклора заключает в себе весь комплекс духовной сущности народной жизни, мировосприятие и эстетический идеал народа, его нравственные нормы, психологию и поэтому служит важной инеобходимой базой в целях воспитания подрастающего поколения, освоения культурных ценностей.