Лариса Булкина
Исследовательская работа «Удивительная числовая прямая»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская работа
ГБОУ города Москвы «Школа № 2088»,
отделение ДОУ
по адресу Грайвороново квартал 90А, корп 15.
Удивительная числовая прямая
Руководитель проекта:
Воспитатель Булкина Лариса Михайловна
Москва,2017
Содержание
Введение 3
Понятие «числовая прямая» 5
Больше, меньше и равно 6
Математические действия: «вычитание и сложение» 7
Публикация «Исследовательская работа „Удивительная числовая прямая“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Экспериментальные задачи 8
Анализ полученных результатов 10
Введение
Актуальность исследования и обоснование темы исследования.
Умение считать – это очень важный навык в жизни ребенка. Умение считать помогает не ошибиться при обмене игрушками (две дал свои и две взял у друга, понимание порядка чисел дает понять, какое число больше, а какое меньше. Счет помогает правильно выполнять поручение мамы: например: «доча, принеси мне 2 яйца, 3 ложки, пожалуйста!»- и т. п.
Однако всем детям нравится играть в игры и не очень нравится скучно заниматься чем-либо. Поэтому нужно искать легкие и интересные варианты изучения математики и других наук.
Тема проекта связана с изучением возможностей числовой прямой в математике. Простота и легкость ее использования помогает нам освоить математические основы без скуки и труда.
Объект исследования - поиск ответа на вопрос: «как помочь дошкольнику с интересом и легкостью освоить математику?»
Предмет исследования – Удивительная числовая прямая и ее некоторые возможности.
Цель исследовательской работы – показать легкость и увлекательность изучения математики.
Гипотеза исследования :
1. Числовая прямая помогает ребенку увидеть наглядно порядок чисел;
2. Числовая прямая помогает в решении примеров на сложение, вычитание и неравенства;
3. При помощи числовой прямой легко решаются интересные задачи.
Задачи исследовательской работы :
1. дать понятие числовой прямой;
2. понятие «больше, меньше, равно» и числовая прямая;
3. действия «вычитание и сложение» и числовая прямая;
4. экспериментальные задачи и числовая прямая.
Методом исследования проекта является изучение материала, системный анализ, наблюдение, эксперимент.
Результаты исследования – после изучения материала по теме «числовая прямая» мы с легкостью справляемся с задачами по числовой прямой, на сложение, вычитание, решение неравенств, а также имеем представление о порядке цифр в пределах десяти, и владеем прямым и обратным счетом от любого и до любого числа в пределах 10.
Анализ результатов исследования – числовая прямая – это помощь детям для интересных и нескучных занятий по математике.
Список использованной литературы состоит из пособий для детей дошкольного возраста.
Понятие «числовая прямая»
Давайте посмотрим, перед нами прямая (см. рис. 1). Просто линяя, на которой будут появляться числа, с которыми мы познакомимся. Эту линию мы будем называть «ЧИСЛОВАЯ ПРЯМАЯ». Все просто: прямая, на которой числа, значит – прямая какая? числовая. Числовая прямая.
Эта прямая волшебная. На ней мы можем увидеть: в каком порядке идут цифры, кто чей сосед, посмотреть предыдущее и последующее число, и она даже наш мини-калькулятор, с которым можно решать примеры. Самые настоящие, взрослые.
Числовая прямая очень похожа на линейку. При необходимости, можно применять и ее как нашу прямую.
Рис. 1
Итак, давайте вместе посчитаем от 0 до 9 и обратно. А теперь от 2 до 7. А теперь от 8 до 4. С числовой прямой это легко и наглядно.
Кстати, о числах. Вы знаете, почему числа стоят именно в таком порядке? почему 4 – это четыре, а не 6? Оказывается, арабские цифры были придуманы по количеству углов. Сколько в цифре углов, такая и цифра. Сейчас, конечно цифры округлились. А раньше они выглядели так (рис. 2)
Рис. 2
Больше, меньше и равно
Вернемся к числовой прямой. Числа, которые стоят на прямой имеют соседей. посмотрите: число 2 – имеет соседей 1 и 3; число 8 имеет соседей – 7 и 9.
Соседи чисел стоят с разных сторон, и нам стало интересно, кто из них главный?
Вот возьмем число 5, у него соседи 4 и 6. Кто главней? для того, чтобы ответить на этот вопрос позовем нашего друга Пеликана. Посмотрите, какой он красивый (рис. 3). У него большой клюв. Пеликан очень любит кушать рыбку. Его клюв всегда широко открыт в ту сторону где Больше всего рыбки. А от маленькой части рыбок он отворачивается. Пеликан привереда! А если же кучки с рыбой одинаковые, то пеликан долго думает, закрыв рот, чтобы съесть (рис. 4).
рис. 3 рис. 4
Итак, пеликан помоги нам, кто главней, кто из соседей числа 5 старше, число 4 или число 6. Конечно, 6 больше. Мы можем сделать вывод, что из соседей, кто стоит дальше на числовой прямой, правее, тот и старше, больше. А кто ближе к началу числовой прямой, левее, тот меньше.
Вывод: Если мы движемся вправо по числовой прямой числа увеличиваются, а если влево, то они уменьшаются.
Математические действия: «вычитание и сложение»
Числовая прямая приходит к нам на помощь и когда нам нужно решить пример на сложение или вычитание. Мы уже знаем порядок цифр, знаем что, если число правее – оно больше, если левее – оно меньше. Постараемся все эти знания использовать и решая примеры.
Зайчик стоит на цифре 1, ему нужно сделать один шаг ВПЕРЕД (вправо, чтобы увидеть свою подругу лису. Нам нужно узнать «на каком числе» он увидит подругу. Если мы делаем шаг вправо, значит число становиться больше, значит мы ПРИБАВЛЯЕМ (это знак +, а если мы делаем один шаг, то значит нам нужно следующее после 1 число – это 2.
Прибавляя 1, мы двигаемся вправо и называем следующее по счету число.
Теперь рассмотрим лисичку. Она стоит на цифре 9, а ей нужно сделать (влево) один шаг. Двигаемся ВЛЕВО, значит число уменьшается, значит мы убавляем (вычитаем – это знак -). Лисичка делает один шаг, значит число 9 уменьшается на 1, и получаем предыдущее от 9 число – 8 (рис. 5).
Вычитая 1,мы двигаемся влево и называем предыдущее по счету число.
рис. 5
Вывод: Если к числу прибавить один, то мы получаем следующее число на числовой прямой (движемся вправо, а если из числа нужно вычесть один, то мы получаем предыдущее число на числовой прямой (движемся влево).
Экспериментальные задачи
Задача №1.
Стрелки по мишеням начали стрелять по одной и той же ленте с разных концов. Какие мишени остались целыми, если стрелок слева остановился на четвертой мишени, а стрелок справа - на девятой? ( Ответ:5,6,7,8)
Задача №2
Чтобы сдать экзамен, школьнику Мите нужно вытащить билет и ответить на вопросы. Митя вытянул билет с номером, который находится между номерами 3 и 5. Какой билет вытянул Митя на экзамене? ( Ответ: 4)
Задача №3
Дедушка Сережа посадил весной саженцы груши, яблони и вишни в своём саду. Он пронумеровал их табличками, но после дождя номер на одной табличке смылся. Какой номер нужно написать, если этот саженец растет слева от четвёртого?
( Ответ: 3)
Задача №4
Футболисты выстроились перед матчем. Какой номер написан на майке футболиста, который стоит справа от футболиста с номером 4? ( Ответ:5)
Задача для гостей:
Дорогие гости, поднимите руку, кто хочет поучаствовать в эксперименте?
Загадайте любое число в пределах 10. Запомните его. К этому прибавьте 5, отнимите 3, прибавьте 7, отнимите и вычтите 10. Скажите нам получившееся число!
А теперь мы с помощью числовой прямой, скажем число, которое Вы загадали.
( Ответ: по числовой прямой смотрим число, названное гостем и прибавляем к нему 1, называем число, которое загадал гость).
Анализ полученных результатов
Благодаря нашему проекту удалость подтвердить все выдвинутые нами гипотезы:
1. Числовая прямая помогает ребенку увидеть наглядно порядок чисел;
2. Числовая прямая помогает в решении примеров на сложение, вычитание и неравенства;
3. При помощи числовой прямой легко решаются интересные задачи.
Проект помог легко и интересно представить математику в глазах наших друзей.