Елена Бабина
Искусственная акселерация или одаренный ребенок
▼ Скачать + Заказать документы
Искусственная акселерация или одаренный ребенок
Ситуация социального развития детей характеризуется рядом особенностей, составляющих социальные риски развития нового поколения российского общества.
Наблюдается поляризация психического развития детей – с одной стороны, это дети с ограниченными возможностями здоровья, с другой – дети, характеризующиеся ускоренным развитием. Воспитание детей по типу искусственной акселерации зачастую приводит к дисгармоничности познавательного и личностного развития.
Что же такое «искусственная акселерация»?
Публикация «Искусственная акселерация или одаренный ребенок» размещена в разделах
Это форсирование интеллектуального развития детей за счет вымывания типично дошкольных видов деятельности (игра, рисование) и замещение их псевдоучебной деятельностью. При искусственной акселерации реальной становится опасность переноса акцента на интеллектуальное развитие в ущерб личностному развитию. Это в свою очередь приводит к обеднению общения. А общение детей, сотрудничество в игре, продуктивных видах деятельности – основа морального развития, формирование компетентности в коммуникации, важнейших социальных навыков и умений.
В детском саду подготовка к школе фактически вытесняет специфические формы деятельной жизни – игру, сказку, рисование, лепку, конструктивную деятельность. Даже если эти виды деятельности и остаются, они принимают форму обучения на занятиях, либо сами существенно изменяются в сторону «дидактирования».
Альтернативой должна стать амплификация детского развития – всемерное использование тех возможностей, которые предоставляет стадия дошкольного детства, имеющая уникальное. Непреходящее значение для развития творческого воображения, любознательности, для мотивации познания в игре, изобразительной деятельности, восприятии художественной литературы и сказки. Не допустить трансформацию дошкольного образования в предшкольное обучение, которое строится по типу уроков начальной школы, сохранить приоритеты развития дошкольного возраста – актуальная задача дошкольного образования.
Стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на развитие самостоятельности, активности, любознательности, познавательной инициативы через типичные для дошкольного возраста виды деятельности и формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками. А также на освоение системы базовых ценностей культуры и морально-этических норм, которое осуществляется в процессе реально совместной деятельности.
И не случайно «Программой развития образования Российской Федерации» перед системой образования ставится задача раннего развития одаренности, т. к. детский возраст – это период становления способностей и личности.
«Одаренный», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто можно слышать в последнее время. И это естественно, поскольку отражает характерную для сегодняшнего дня тенденцию – гуманизацию образования. Ведь развитие личности, ее достижения в жизни. Самореализация тесным образом связаны с ее способностями, одаренностью.
Так что же такое «одаренность» и можно ли говорить об одаренности детей в дошкольном возрасте?
Для начала давайте разберемся с понятиями.
«Способности» - такие особенности человека, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют его пригодность к конкретному виду занятий.
«Одаренность» - качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное осуществление деятельности.
Когда этот дар проявляется у малыша, о нем говорят – «одаренный ребенок».
Одаренный ребенок – это ребенок, отличающийся очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди сверстников.
Обратим внимание на сложность проблемы «одаренный ребенок».
Можно ли говорить об одаренности, применительно к дошкольному возрасту?
Одаренность на этапе дошкольного детства должна раскрываться и развиваться преимущественно как общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная общая способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.
И способности, и одаренность как проявляются, так и развиваются в деятельности и общении. Но следует подчеркнуть, что деятельность должна быть эмоционально приятной и нацеленной на успех.
Очень важно пробудить имеющиеся задатки, заметить их проявление, не дать «засохнуть» дарованию, обеспечить своевременное успешное прохождение первых этапов развития способностей и одаренности в период, особо значимый для человечества – дошкольное детство. И, конечно же, правильно отнестись к детям, обладающим признаками одаренности, принять их. Это, к сожалению, удается далеко не всем родителям и педагогам. Неталантливых детей не бывает. Нужно создавать условия для их эффективного развития.
Работа с талантливыми, одаренными детьми в детском саду может быть реализована в рамках образовательной программы ДОУ (кружковая работа, и работа психолога – составная часть этой программы).
Важно, чтобы каждый ребенок нашел свое место в этой среде, был значим и успешен в том или ином виде деятельности, мог развиваться в соответствии со своими реальными возможностями и потребностями.
Очень важно уделять внимание развитию эмоциональной сферы талантливых детей, т. к. они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.
Формы работы с родителями одаренных детей :
родительский клуб;
индивидуальные консультации психолога;
детско-родительские проекты.
анкетирование, тестирование,
беседы, консультации,
родительские собрания,
папки-передвижки,
день открытых дверей,
круглый стол,
дискуссионный клуб,
участие родителей в создании развивающей среды,
посещение на дому,
пропаганда лучшего опыта семейного воспитания,
родительская газета и др.
Рекомендации родителям одаренных детей и педагогам, работающим с такими детьми
1. К одаренному ребёнку необходим особый подход. Уважайте его индивидуальность. Уважайте его собственные интересы и увлечения.
2. Включайте своего ребёнка в познавательно-практическую деятельность. Разрешайте ему экспериментировать, проделывать различные опыты.
3. В разговорах с Вашим ребёнком используйте воображаемые ситуации, предметы.
4. Во взаимодействии с ребёнком используйте как можно больше наглядных средств.
5. Развивайте наблюдательность.
6. Ставьте перед ребёнком задачи, которые содержат в себе некоторую неопределённость и не имеют единого решения.
7. Занимайтесь с ним художественной деятельностью. Поддерживайте вашего ребёнка в его фантазиях, в выборе темы, цветов красок и т. д.
8. В ваших совместных беседах используйте как можно больше слов, расширяя их содержание с каждым днём. Не бойтесь вводить всё новые и новые слова в ваш «разговор».
9. Создайте для своего ребёнка предметную среду, она играет важную роль в развитии творческого воображения вашего ребёнка. Ставьте перед своим ребёнком творческие задачи.
10. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
11. Развивайте в своих детях следующие качества:
- уверенность и адекватную самооценку (т. е. создавайте ситуацию успеха);
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.