Наталья Булькина
Интерактивные методы в индивидуальной логопедической работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций. В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и др.
Публикация «Интерактивные методы в индивидуальной логопедической работе с детьми» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья (И. К. Воробьев, М. Ю. Галанина, Н. Н. Кулишов, О. И. Кукушкина и др.).
Применение новых информационных технологий в логопедической работе значительно сокращает время формирования произносительных навыков, способствует развитию самоконтроля у детей.
Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютерные программы, так как данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка. Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно: работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы); используются (фрагментарно) компьютерные презентации.
Цель
применения компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе - оптимизация процесса коррекции устной речи детей и в целом содействие гармонизации развития.
При разработке компьютерных презентаций и заданий учитываются
педагогические принципы
:
1. Воспитывающий характер обучения;
2. Всестороннее развитие личности учащихся;
3. Сознательность и активность учащихся;
4. Учет возрастных особенностей и доступность материала;
5. Наглядность обучения;
6. Научность и систематичность обучения;
7. Решающая роль педагога в процессе обучения.
8. Опора на сохранное звено Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом постепенно подключают нарушенное «звено» к активной деятельности.
9. Учет ведущей деятельности. Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопед включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть речевое нарушение.
10. Поэтапность. Компьютерные презентации используются на всех этапах коррекции речи детей.
11. Учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок, в особенности ребенок с каким-либо отклонением, индивидуален. Логопед, учитывая индивидуальные особенности, находит подход к любому ребенку, устанавливает с ним доверительные отношения, заинтересовывает, внушает уверенность в обретении нормальной речи.
12. Тесное сотрудничество с родителями. Создавая компьютерные презентации, учитель-логопед знакомит родителей с их правильным использованием в домашних условиях, дает домашнее задание как в тетради, так и на компьютере.
13. Фрагментарность использования компьютера. Работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы).
Направления работы с применением компьютерных презентаций
Подготовка к постановке звуков.
Артикуляционная гимнастика.
Перед ребенком последовательно открываются слайды с изображением рисунков-символов артикуляционных упражнений. Ребенок внимательно следит за появляющимися изображениями и выполняет артикуляционные упражнения. В этом случае мы решаем две важные задачи:
1. Активизация памяти ребенка (по мере появления картинок, ребенок должен вспомнить название упражнения и способ его выполнения)
2. Развитие артикуляционной моторики.
Во время выполнения упражнений ребенок находится перед зеркалом и может зрительно контролировать правильность выполнения упражнений.
Автоматизация изолированного звучания звука.
На этапе закрепления изолированного произношения звуков требуется многократное произнесение ребенком одного и того же звука. Данный вид работ довольно быстро пресыщается, качество выполнения снижается, и дети зачастую отказываются от повторений.
Детям предлагаются яркие компьютерные презентации, благодаря которым удается не только добиться многократного проговаривания звука, над которым ведется работа, но и способствуем развитию произвольного внимания. Дети с удовольствием отслеживают появление в различных местах на экране компьютера изображений солнышек (при автоматизации звука [с]), колокольчиков (при автоматизации звука [з], змеек (при автоматизации звука [ш]) и других рисунков. В ряде случаев ребенку предлагается отследить место появления рисунка и при этом правильно назвать закрепляемый звук.
Автоматизация звука в слогах.
На этапе автоматизации звука в слогах возможно как использование уже известных ребенку презентаций (сосчитай змеек – повторяй "ша" каждый раз, как увидишь змейку, так и заданий на поочередное произнесение слогов с различными гласными звуками. Перед ребенком ставится задача: называй слог ша- каждый раз, когда увидишь желтый круг, шо- - когда увидишь зеленый квадрат, шу- - когда увидишь красный прямоугольник, и шэ- - если увидишь синий треугольник. Ребенок, наблюдая за постепенно появляющимися геометрическими фигурами, многократно отрабатывает звук [ш] в открытых слогах: сначала с гласным [а], потом [о], [у], [э].
Можно предложить ребенку более сложный вариант, когда отсутствуют образцы слогов и фигуры появляются не последовательно, а в хаотичном порядке, то с гласным [а], то с [о], то с [у].
Работа над высотой, силой голоса.
Используя компьютерные презентации, эффективно ведется работа над
развитием высоты голоса и его громкости.
Перед ребенком на наклонной стрелке последовательно появляются сердечки или просто слоги, или любые рисунки (на какие способна фантазия, чтобы заинтересовать ребенка). По мере их появления и увеличения размера ребенок произносит определенный слог, оговоренный в начале упражнения. Чем меньше рисунок, тем тише голос и выше звук, чем больше – тем громче и ниже звук.
Или упражнения в обратном порядке: сначала звук громкий, постепенно, по мере продвижения к верхнему концу стрелки, звучание становится тише.
Выполнение упражнений контролируется учителем-логопедом и от сопряженного проговаривания ребенок постепенно переходит к отраженному проговариванию.
Подбор упражнений на чередование больших – маленьких фигур позволит ребенку научиться изменять громкость голоса: чередовать произношение звуков, слогов, слов то тихо, то громко.
Совместное произнесение – залог успешности выполнения заданий и поддержания интереса по ходу выполнения заданий на занятии, а в дальнейшем дома с родителями.
Автоматизация звука в словах.
Большое количество возможных вариаций открывает компьютер для работы над звуками в словах. Это могут быть задания на называние предметов по мере их появления – ребенок должен взглядом отследить момент появления изображения и при этом проконтролировать правильность произнесения закрепляемого звука. Можно на данном виде заданий осуществлять пересчет последовательно появляющихся предметов, способствуя, тем самым, формированию навыка согласования существительного с числительными.
Задания на образование форм единственного - множественного числа существительных: перед ребенком последовательно открываются картинки, он должен сначала сказать про один предмет, а затем – про множество таких же предметов. И наоборот – сначала назвать много предметов, а потом сказать про один.
На этапе работы над звуками в словах целесообразно включать в занятия игры и упражнения на развитие навыков фонематического и слогового анализа.
Так, в игре "Рифмы", ребенку предлагается соединить половинки досок, условием для правильного воссоединения досок является то, что слова на доске рифмуются. Таким образом, подбирая и называя слова, ребенок учится подбирать похожие по звучанию слова. Размещая на половинках досок слова с одинаковым количеством звуков, способствуют формированию навыка слогового анализа.
Определяя позицию звуков в слове можно предложить ребенку задание: "Разложи вещи по полочкам". При этом указывается условие нахождения предмета – звук в слове должен находиться либо в начале, либо в конце, либо в середине слова. Выбирая полку, ребенок отбирает те предметы, которые соответствуют схеме.
После правильного выполнения заданий перед ребенком на экране высвечивается поощряющая табличка "Молодец!", которая не может не вызвать положительного отклика у ребенка.
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.