Юлия Михеева
Интеллектуальная игра с родителями «Роль сказки в жизни детей»
«Роль сказки в жизни детей»
Цель: способствовать созданию единого образовательного пространства по использованию сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии детей.
Задачи:
-привлечь родителей к участию в воспитательно – образовательном процессе;
Публикация «Интеллектуальная игра с родителями „Роль сказки в жизни детей“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки. Викторины, интеллектуальные игры по сказкам
- Темочки
- расширить представления родителей о значимости роли сказки для психического, социально-коммуникативного развития детей;
- воспитывать дружеские отношения между родителями, взаимовыручку, учить родителей взаимодействовать друг с другом.
Форма: интеллектуальная игра
Предварительная работа: беседы, просмотр видеозаписи программы «КВН»; разработка сценария, изготовление эмблем команд, подготовка стенда с консультацией на тему: «Роль сказки в жизни детей», выставка работ из пластилина «Мой любимый сказочный герой».
Материал к проведению КВНа:эмблемы команд, медали, фишки, два флажка, презентация, картинки для конкурсов, два конверта, разрезные картинки. На экране надпись КВН. На стене висит плакат с лозунгом:
«Сказки живут среди нас, надо только разглядеть, где и когда они начинаются».
1 часть вступительное слово: «Роль сказки в жизни детей».
2 часть практическая: игра-викторина КВН : «Сказки живут среди нас».
Ход игры:
1 часть. Ведущий: Добрый вечер! Сегодня у нас очень добрый весенний день!
Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. К сожалению, сегодня многим детям вообще никто ничего не читает. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги.
Дети, получившие «книжную прививку» в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят (Л. Н. Зеленцова).
Почему детям необходимо читать? Чему способствует чтение? Ответы родителей - 2 Слайд
Итак, Уважаемые родители, я предлагаю вам принять участие в игре, которая называется «КВН. А что такое КВН? - Клуб Весёлых и Находчивых. Эта игра поможет нам определить кто из вас самый веселый, любознательный и начитанный. А тема нашей игры: «Сказки живут среди нас».
Эту тему я выбрала не случайно, именно благодаря сказкам вы можете заложить интерес и любовь к чтению у своего ребенка. При помощи сказочных произведений можно бороться с различными детскими недугами (агрессией, ложью, неуверенностью и др.).Такой метод называют сказкотерапией. Почему же сказка, так эффективна при работе с детьми дошкольного возраста?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяет мечтать, фантазировать.
Во-вторых, у маленьких детей сильно развит механизм идентификации, объединение с персонажем. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным персонажем и это позволяет ему чувствовать, понимать и переживать, находить пути выхода из различных сложных ситуаций.
И наша задача научиться использовать в полной мере все возможности удивительной сказочной терапии. Ведь сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости.
Сегодняшней игрой я хочу вам показать, как играть с ребенком в домашних условиях.
«Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…». Сергей Королев
Настало и наше время попасть в сказку.
2 часть. Ведущий: Итак, друзья, начнем программу.
Но прежде я представлю жюри.
Слово «жюри» придумали давно французы, и означает оно группу специалистов, которые решают вопрос о присуждении премий и наград на конкурсах.
- Сегодня в жюри:….
- Аплодисменты жюри!
Правила игры: ответы принимаются после коллективного обсуждения по поднятому флажку от команды, ответы с места не выкрикивать.
Командам мы желаем успехов в состязании. Да победит сильнейший.
Итак, команды для проведения встречи готовы?
Приветствие.
Ведущий: Первым конкурсом будет конкурс представления команд. В нем команды должны представить следующее:
- название команды;
- выбрать капитана;
- придумать приветствие;
На всё это даётся вам 2 минуты.
(записать на лист названия команд)
Ведущий: Чтобы быть окончательно готовыми играть, необходимо размяться. Поэтому наш конкурс и называется "Разминка".
Разминка общая «Кто знает – тот отвечает».
Ведущий: - Я задам сейчас вопросы, отвечать на них не просто. Внимание! Начинаем!
1. Кто сломал теремок? (Медведь)
2. Сколько человек тянули репку? (Трое, остальные животные)
3. Какое животное проглотило солнце? (Крокодил)
4. Что приказала принести принцесса зимой из леса? (Подснежники)
5. Что за птицы, подружки помогли взлететь лягушке? (Утки)
6. С ним Малыш знаком давно, Он к нему влетел в окно? (Карлсон)
7. Кто из животных вторым прибежал к теремку? (Лягушка)
8. Сколько козлят съел волк? (6, один спрятался)
9. Толстокожее животное, которое вытянул из болота Айболит? (Бегемот)
10. Эта скатерть знаменита тем, что кормит всех досыта? (Скатерть-самобранка)
11. В мрачном он дворце живет, и чужих невест крадет? (Кощей)
Итог: Обе команды справились с разминкой, были организованы. Молодцы! Теперь вы размялись, и мы можем начать основные конкурсы.
Начинаем 1 конкурс! «Угадай!»
Задание: Назовите сказки, в названии которых присутствуют числа 3, 7.
(3 поросенка, 3 медведя, (Волк и 7 козлят, Белоснежка и 7 гномов)
Итог: Молодцы команды, много знают сказок и отлично справились с заданием.
Ведущий: Переходим ко 2 конкурсу, «Из какой сказки?»
Задание: Вспомните и назовите названия сказок. В этом вам помогут сказочные персонажи. Посмотрите внимательно на экран.
(Показ слайдов с картинками, отвечают по очереди команды)
Слайд 3 волк, молоко, коза (Волк и 7 козлят);
Слайд 4 царь, стрела, лягушка (Царевна-лягушка);
Слайд 5 царь, Сивка-бурка, царевна (Сивка-бурка);
Слайд 6 туфелька, принц, фея (Золушка);
Слайд 7 Иван – царевич и серый волк;
Слайд 8 Чудесная рубашка
Итог: Команды были внимательны, активны, молодцы!
Уважаемые команды, как вы думаете, а в чем дети охотнее будут участвовать: в совместном просмотре сказки или в инсценировке сказки? В данной ситуации (инсценировке сказки) ребенок учится выполнять какую-либо роль, учится быть ответственным за эту роль, учится поддерживать беседу, передавать свои эмоции.
Итак, сейчас мы вам разыграем сказку на новый лад «Репка».(см. Приложение
3 конкурс «Конкурс капитанов»
Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
Задание: А сейчас проверим смекалку ваших капитанов. Прошу капитанов команд выйти ко мне. К командам просьба не озвучивать ответы с места.
Сказка Мудрецы
- Назовите героев сказок, которых держали в заточении? (Джин, Кощей Бессмертный)
- Что за девочка такая – как снежинка она тает? (Снегурочка)
- Что разбила мышка – серая малышка? (Золотое яйцо)
- Кто отмоет чисто даже трубочиста? (Мойдодыр) - В каких сказках были съедены волком герои сказок? (Красная Шапочка, Волк и 7 козлят)
- Чем у Золушки карета была на огороде летом? (Тыквой)
- Покупала самовар, а спасал ее комар? (Муха-цокотуха)
- Всем он каши наварил, съесть ее не хватит сил? (Горшочек)
Итог: итак, оба капитана достойно защитили честь своих команд.
Все дети любят сказки, особенно волшебные. Но только ли развлекательную роль выполняет сказка? Учёные давно доказали, что сказки несут и воспитательную функцию. Недаром народная мудрость передаётся через сказку из поколения…
Переходим к следующему конкурсу. 4 конкурс «Загадки-шутки»
Сказка Мудрецы
-В чаще голову задрав воет с голоду … жираф (Волк)
- Какого цвета волосы у колобка? (Нет волос у колобка)
- Листвой резною он шумит, златая цепь на нем висит (Дуб)
- Кто в малине знает толк? Косолапый бурый … волк (Медведь)
- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (1)
- Он разбойник, он злодей, свистом он пугал людей (Соловей-разбойник)
Итог: Обе команды успешно справились.
5 конкурс «Узнай сказку» Чья команда быстрей соберет картинку и назовет сказку? В конвертах пазлы.
6 конкурс «Загадки»
Загадки - это великая сокровищница человеческой мысли. Они собрали в себе мудрость и тягу к знаниям. Не случайно в сказках герои так часто загадывают загадки. Мудрость была в почете всегда. Особенно это видно в русских народных сказках. Попробуйте поиграть с детьми в домашних условиях. Ну, а мы сейчас проверим вашу догадливость и сообразительность.
Задание: Каждой команде задаются загадки по очереди. Ваша задача – как можно быстрее найти и показать правильную отгадку.
Сказка Мудрецы
- Он хозяина любил, верно он ему служил, сапоги носил и злого людоеда победил (Кот в сапогах)
- Сладких яблок аромат заманил ту птицу в сад, перья светятся огнем, и светло в ночи как днем. (Жар-птица)
- Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. Кем же были эти маленькие дети (Козлята)
- Он с виду кажется простым, а ведь бывает золотым. Не зря его Тортилла на дне пруда хранила (Золотой ключик)
- У леса передом стоит и кривой трубой дымит, там Яга – лесная бабка – на печи зевает сладко (Избушка на курьих ножках) -Была она артисткой, прекрасной как звезда, от злого Карабаса сбежала навсегда (Мальвина)
- Стрела у Ивана как птица в полете, жена у Ивана живет на болоте. Кто (Царевна -лягушка)
- В детстве все над ним смеялись, оттолкнуть его старались. Ведь никто не знал, что он белым лебедем рожден (Гадкий утенок)
- Буратино их зарыл на чудесном поле, потому что глупым был, не учился в школе (Золотые монеты)
- Знает утка, знает птица, где Кощея смерть таится. Что же это за предмет? Дайте же скорей ответ (Игла)
Итог: Команды уверенно и быстро давали ответы, за это мы говорим им молодцы!
Проведем литературную викторину «Узнай сказку».
Содержание викторины: родителям раздаются карточки с описанием сказки. Прочитав их, родители называют автора и название литературного произведения.
1. Герой этой сказки, встречая на пути зайца, волка, медведя и лису, очень любит петь свою песенку (русская народная сказка «Колобок»);
2. В какой сказке отважный комарик спасает именинницу от паука-злодея? (К. И. Чуковский «Муха цокотуха»);
3. В какой сказке гриб спас от дождя муравья, бабочку, мышку, воробья и зайца? (В. Сутеев «Под грибом»);
4. В этой сказке печка, яблонька и речка помогли детям спрятаться от злых птиц бабы-Яги? (русская народная сказка «Гуси-лебеди»);
5. Эта сказка о маленькой девочке, которая умещалась в скорлупе грецкого ореха, преодолела все трудности, спасла от холода ласточку, и нашла свое счастье (Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
Подведение итогов игры.
Ведущий: Ну а сейчас давайте подведем итоги. Дадим слово жюри.
Ведущий: Сегодня вы были веселыми, находчивыми, все активно участвовали в конкурсах. Нам понравились обе команды, но большее количество фишек у команды «…», но дружба превыше всего, поэтому в нашем КВН победила дружба! Пожмите друг другу руки и подарите всем свои улыбки.
(см. Приложение 5). Всем спасибо за внимание
За задорный звонкий смех
За азарт соревнований.
Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы, пусть наши детки продолжают любить сказки, по-чаще читайте им сказки и пусть каждый их день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг.
А сейчас мы с Вами разыграем сказку репка.
Сказка «РЕПКА»
Ведущий:-Уважаемые зрители,
Сказку посмотреть не хотите-ли?
Знакомую, на удивление,
Но с креативными добавлениями!
В одной, ну очень сельской, местности,
Весьма далекой от известности,
Что на Руси встречаются нередко
Дед посадил однажды Репку!
(Репку посадим на табурет,
Что приготовил заранее дед)
(Жестом предлагает «Репке» занять свое место)
- Наша репка выросла к утру
И ботвой качает на ветру.
А теперь все по порядку:
Вышел утром дед на грядки.
Покряхтел, да потянулся
Да на Репку обернулся
Вот так чудо-чудеса!
Дедка трет свои глаза,
Потому что удивился:
Вот так овощ уродился!
Дедка Репку обхватил,
Потянул, что было сил.
Тянет-потянет, вытянуть не может!
-Не пошла из грядки Репка,
Знать, в земле засела крепко!
Что же делать? Бабку звать,
Чтоб сподручней репку рвать.
Бабка Деду пособить готова.
Подошла поближе Бабка,
Дедку Бабка хвать в охапку!
Дедка снова Репку хвать!
И давай, тянуть да рвать!
Тянут-потянут, вытянуть не могут!
-Бабка Внучку позвала,
Чтоб им Внучка помогла.
Только Внучке, если честно,
Это все неинтересно!
Внучка – модница, а значит
Внучка густо ногти красит.
Ей, признаться, совсем,
Как-то не до овощей.
Но, чтоб предков не сердить,
Все ж решила пособить.
Внучка за Бабку,
Бабка за Дедку,
Дедка за Репку.
Тянут-потянут, вытянуть не могут!
- Бабке с Дедом очень жаль –
Пропадает урожай.
Дело разрешила Внучка,
Позвала на помощь Жучку.
Жучка быстро прибежала,
Даже кость не доглодала,
Да еще, при всем при том,
Машет радостно хвостом.
Жучка за Внучку,
Внучка за Бабку,
Бабка за Дедку,
Дедка за Репку.
Тянут-потянут, вытянуть не могут!
- Повиляв хвостом немножко,
Жучка звать решила Кошку.
Через час она явилась,
Помурлыкала, умылась. Внешний вид ее поведал:
Кто-то вкусно пообедал.
Масла было очень мало,
А теперь совсем не стало.
Кошка сладко позевнула,
К Жучке лапки протянула.
Кошка за Жучку,
Жучка за Внучку,
Внучка за Бабку,
Бабка за Дедку,
Дедка за Репку.
Тянут-потянут, вытянуть не могут!
- Видно, все устали слишком.
Надо звать на помощь Мышку!
Мышка вышла в огород,
Отодвинула народ,
Крепко за ботву схватилась
И достала корнеплод!
И видать по всем приметам
Не простая мышка эта.
Нашей сказочке конец,
А кто слушал – молодец!