Людмила Клюева
Интегрированный урок (внеурочная деятельность). Тема «С чего начинается Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированный урок
Внеклассное чтение. Окружающий мир. Внеурочная деятельность.
1 класс
Тема : «С чего начинается родина…».
Клюева Л. А. МБОУ СОШ № 61 имени М. И. Неделина
Цель урока : формировать знания детей о Родине, России, её символах, малой родине воспитывать любовь к Родине, гражданственность; способствовать развитию навыков чтения, культуры речи.
Публикация «Интегрированный урок (внеурочная деятельность), Тема „С чего начинается Родина“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Задачи урока :
Личностные - Воспринимать объединяющую роль России как государства. Соотносить понятия большая и малая родина. Активизация творческого отношения учеников к учению; формирование рефлексивного отношения к учению и личностного смысла учения – осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью; оценивание ответа ученика с учётом его новых достижений, по сравнению с прошлыми знаниями; организации форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.
Метапредметные регулятивные - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Метапредметные познавательные - структурирование знаний с помощью различных знаковых моделей; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение речевых высказываний.
Метапредметные коммуникативные - определение цели, функций участников, способов взаимодействия через различные виды коммуникаций; контроль, коррекция, оценка действий партнера на основе совместной деятельности, направленной на общий результат.
Предметные результаты - Обучающиеся научатся:
- ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы;
- соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности произведения;
- определять тему, главную мысль произведения;
- правильно строить ответы на поставленные вопросы;
- ставить вопросы по содержанию прочитанного;
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Добрый день.
Встали. Поклонились нашим гостям.
Сегодня у нас необычный урок. Он объединит внеклассное чтение, окружающий мир, внеурочную деятельность.
2 этап: Работа с понятиями: родина, Родина.
Учитель: составить из множества букв слово «родина»
А сейчас отгадайте ребус Р 1 а
Посмотрите на экран.
(Слайд№1)
Что вы замечаете? Почему одно слово написано с заглавной буквы, а другое с маленькой?
Как вы это понимаете?
Высказывают предположения.
- Малая родина и большая Родина.
Работа с кластером: родина, Родина, большая, малая.
Так о чём же пойдёт речь на уроке?
В ходе урока мы с вами будем заполнять кластер.
Кластер - подмножество результатов поиска, связанных единством темы.
В результате чего у нас с вами получится проект по теме: «С чего начинается Родина…»
(Слайд№2)
3 этап. Работа над понятиями: Россия, Русь.
Учитель: Для каждого человека дорога любовь к Родине. Это чувство надо беречь. Это является ценностью для каждого человека.
Как зовут нашу Родину?
Россия. Российская Федерация
Работа с кластером. - Россия
(Слайд№3)
Кто знает стихотворение о России?
Россия…
Как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом РУСЬ.
А можно ли ещё, как - ни будь назвать Родину?
Русь
Работа с кластером. - Русь
Песня: «Россия – ты моя звезда»
4 этап. Работа с текстом К. Д. Ушинского «Отечество»
Как вы думаете, у человека одна родина или несколько?
У вас разные мнения. Узнаем мнение мудрого писателя. Обратимся к
тексту «Наше Отечество». (Хрестоматия, стр. 97)
(Слайд №4)
Прочитайте, кто автор этого текста?
(Слайд №5)
Ушинский Константин Дмитриевич — великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Константин Дмитриевич Ушинский написал много рассказов и сказок для детей. С одним из них мы сегодня познакомимся.
Как вы думаете, почему текст имеет такое название?
Как вы понимаете слово "Отечество"?
– Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ещё раз познакомиться. Меня зовут Людмила. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру, вы зовё те меня Людмила Александровна: Людмила, дочь отца Александра.
– Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? (Отче, отец)
Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество. Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.
Проверим нашу догадку.
Почитаем текст по частям, делая пометки на полях: «!» – знаю, «+» новое для вас, «?» - непонятное, или хотели бы уточнить сведения.
Читается текст с остановками по смысловым частям.
Первый отрывок.
- Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
- Какое название нашей Родины вы уже знаете? Поднимают «!» Россия
Какое новое название России вы прочитали?
Поднимают «+» Отечество
- Почему мы зовём Россию Отечеством? Прочитайте в тексте.
- Какое слово или выражение вам непонятно?
Поднимают «?» Испокон веку
Где можно узнать значение?
Первая группа – подумают сами.
Вторая группа – спросят у взрослых.
Третья группа – прочитают в толковом словаре.
Проверка результатов групп.
Зачитывает значение выражения из словаря Ожегова.
«испокон веку»? - Издавна, с давних времён
Что же мы узнали? Как зовут ещё нашу родину?
Заполнение кластера. - Отечество – отец. Матушка.
Второй отрывок
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное,
- Почему Россию мы зовём Родиной?
- Что значит родной язык?
- Найдите в тексте похожие слова.
Родина, родились, родной язык. Что это за слова? Родственные, однокоренные. Одинаковый корень – род.
На каком же языке мы с вами разговариваем?
На русском языке. Это для нас родной с вами язык.
Заполнение кластера – родной язык.
Третий отрывок
А матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Как же автор называет ещё нашу Россию?
- Почему?
Заполнение кластера. - Мать
Четвёртый отрывок
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина.
- Какое слово вам непонятно? Подберите близкое по смыслу слово.
Государство - страна.
Какие ещё государства вы знаете?
Заполнение кластера. Государство. Карта России.
- Так сколько у человека может быть Родин?
Заполнение кластера. - Одна
- Какая же главная мысль передана автором в тексте? Подтвердите словами текста.
- Это пословица.
Назовите другие пословицы о родине?
Пословицы о родине прославляют землю русскую. В каждой пословице прослеживается огромная любовь к матушке России, нашему Отечеству.
- Как сам автор относится к Родине?
- Он любит свою Родину, гордится ей, воспевает её в своих произведениях.
5 этап. Работа над группой понятий, которые относятся к нашей большой Родине. Работа в группах.
1 группа. Отгадайте ребус.
Город Москва.
Рассказ о Москве.
(Слайд №1, 2)
Заполняется кластер. Фото Москва. Фото В. В. Путина
2 группа. Раскрасить флаг России, рассказать о нём.
(Слайд №3)
Заполняется кластер. - Фото флага
3 группа. Собрать герб из пазлов. Рассказать о нём.
(Слайд №4)
Государственный герб Российской Федерации
Заполняется кластер. - Фото герба.
Учитель: Ещё, какие символы государства вы знаете? (Слайд №5)
Гимн.
Учитель: Что такое гимн?
Торжественная песня.
(Слайд №6)
Учитель: Как слушают гимн?
Стоя.
Встали все.
Звучит гимн со слайдами.
Учитель: Что вы увидели на экране, слушая гимн.
Слайд картинки гимна.
Учитель: Какой же вывод можем сделать?
Липецк для нас является нашей малой родиной.
6 этап. Работа над группой понятий, которые относятся к нашей малой родине.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно, расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д. Лихачёв.
Учитель: Что для нас является «родным краем»
Город Липецк
(слайд что такое родной край)
Учитель: Что значит любить :
- свой край?
-когда гордишься родным городом и вносишь посильный вклад в его благоустройство;
- свою семью?
- когда все близкие люди рядом с тобой, когда ты чувствуешь заботу о себе и можешь заботиться о них;
- свой дом?
- когда тебе хочется возвращаться домой;
- школу?
- когда ты с радостью идешь в школу, общаешься с одноклассниками, получаешь новые знания.
Учитель: Все мы согласимся, что любовь к Родине – это, в первую очередь, любовь к своей семье, к своему дому, к своей школе. И это постепенно переходит в любовь к своему городу Липецку, а затем к своему государству – Российской Федерации.
Учитель: Кого вы увидели на липе?
Липовичок - Я – коренной житель Липецка, я хочу пригласить вас к себе в гости, будем путешествовать по моей родине.
- Как вы думаете, почему у меня такое имя?
---Ожидаемый результат: Липовичок – житель дерева липы, проживает в Липецке.
Липовичок: - Почему наш город носит такое название?
(Слайды старого Липецка №3, 4)
Учитель: Как вы понимаете слово липчанин?
Предположительные ответы детей:
Липчанин – тот, кто родился в Липецке;
- тот, кто любит город Липецк;
- тот, кто изучает историю Липецка;
- тот, кто делает Липецк лучше и краше;
- тот, кто гордится родным городом.
Заполняется кластер. – Город Липецк
Учитель: Это действительно так. Как можно не любить и не гордиться нашим городом?
(Слайд № 5)
Учитель: Город Липецк - 310 лет - город металлургов;
- 208 лет – город – курорт;
- 94 года – город авиаторов;
- 60 лет – Липецкой области!
(Прослушивание песни «С чего начинается Родина»)
7 этап. Обсуждение основной проблемы.
Чтение песни до строк «. с картинки в твоем букваре.»
Учитель: большая ценность – иметь хороших и верных друзей, из них вырастают настоящие граждане своей Родины.
Заполняется кластер. - Друзья
Учитель: Давайте построим дом, в котором будут жить хорошие и верные товарищи, настоящие граждане. Перед вами «кирпичики» чувств, которые создают атмосферу дома. Какие кирпичики можно выбрать для строительства?
( карточки: Радость, Подозрительность, Вина, Достоинство, Жадность, Порядочность, Холод, Обида, Нежность и т. д.).
Учитель: Дом, семья это самое главное для человека.
Послушаем проект Харитонова Павла о своей семье.
Заполняется кластер. – Дом. Семья
Прочитаем второй куплет песни до слов
«…С той песни, что пела нам мать…»
Учитель: Какие песни любимы нашим народом?
Русские народные песни.
Учитель: Их пели вам ваши мамы, бабушки. Знать культуру своего народа это тоже любовь к нашей Родине.
Заполняется кластер. - Культура
Давайте исполним одну из них.
Песня: «Как у наших у ворот».
8 этап Подведение итогов. Рефлексия.