Елена Чужайкина
Интегрированное занятие в средней группе «Гуляй, Масленица!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение познавательного интереса детей к народным праздникам и традициям своего народа.
Образовательные задачи: Формировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы; прививать любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа.
Развивающие задачи: Учить детей создавать прекрасное своими руками, фантазировать, развивать мелкую моторику, развивать умение аккуратного обращения с пластилином, закреплять умение детей надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на шаблоне, сохранению и укреплению физического здоровья детей средствами физкультурной минутки.
Публикация «Интегрированное занятие в средней группе „Гуляй, Масленица!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно – эстетическое развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Обеспечение занятия :
Для воспитателя: Магнитофонная запись, иллюстрации празднования Масленицы.
Для детей: Русские народные платки для девочек, пластилин цветной, белая бумага для каждого ребенка, салфетки.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о народных праздниках, альбома «Праздник в детском саду», прослушивание народной музыки.
Ход занятия
Дети сидят полукругом на стульчиках, звучит русская народная музыка.
Воспитатель в русском народном костюме: Дети, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.
В этот праздник, все стремятся,
Долго дома не сидеть,
А на Ярмарку все мчатся,
Представления смотреть.
(Выступают скоморохи)
Воспитатель: Пекут вкусные блины,
Раз в году бывает праздник,
В завершении зимы.
Дети, о каком же празднике это стихотворение?
Дети: Масленица.
Воспитатель: Есть такой очень веселый народный праздник – Масленица. Заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. Веселый, разгульный, этот праздник длится целую неделю: ярмарки, песни, пляски ряженые, игрища. Недаром его величали в народе широкой Масленицей. И, конечно же, на празднике было главное угощение – блины, этот древний славянский символ возврата солнца и тепла в природе. Масленица – это радостные и вкусные проводы зимы, ожидание теплого веселого солнышка, весеннего цветения. Встречают этот праздник весело и шумно. А вы, дети, знаете что - нибудь о Масленице? А сейчас мы будем отгадывать загадки.
1. Его любят все на свете,
Любят взрослые и дети,
Хоть с начинкою, хоть без,
Каждый хочет его съесть,
Круглый он хрустящий,
От маслица блестящий.
Дети: Блин.
2. На шесте стою
С высока гляжу
Тело, руки, голова
Все из соломы, у меня
Обрядили, принесли
С песнями меня сожгли
Дети: Кукла Масленица.
3. Мы на хлеб его намажем
И добавим к разным кашам.
Им мы каши не испортим –
Поговорка вторит всем.
Коль его добавим в тортик,
То получим сдобный крем.
Дети: Масло.
4. Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все…
Дети: Солнце.
5. Тает снежок, ожил лужок.
6. День прибывает. Когда это бывает?
Воспитатель: На Масленичную неделю у каждого дня имелось свое название, и были свои развлечения и обряды.
Первый день недели – «Встреча Масленицы». Пекли маленький блин и давали детям.
Второй день – вторник, звался «Заигрыши». В этот день начинали собираться игрища да потехи.
Третий день – среда «Лакомка».
Воспитатель: Дети, а кого или что можно назвать лакомкой?
Ответы детей.
Четвертый день – «Широкий четверг», «Широкая масленица». Еда вся – блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой – оранжевые, из гречневой муки, со свеклой – красные.
Пятница – «Тещины вечеринки». Вся семья на блины к бабушке шла.
Суббота – «Золовкины посиделки». В эти дни к тетям и дядям шли на блины, звали к себе в гости и угощали всякими вкусностями.
А в воскресенье – «Проводы Масленицы» и «Прощенный день». Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чем виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались. А прощеным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну.
Главная участница празднования – большая кукла Масленица. Как делали куклу Масленицу?
Воспитатель: Куклу Масленицу наряжали в одежду, повязывали платок, а на ноги обували лапти. Куклу сажали на сани и с песнями и танцами везли на самый высокий пригорок. Под смех и шутки сани с куклой возили по всей деревне, а затем ехали в соседнее село. Праздник продолжался до вечера, а в конце праздника проводили обряд прощания с Масленицей – сжигали куклу, символизирующую Масленицу.
Динамическая пауза «Мишка».
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (вращение головой)
Наклонялся взад, вперед (наклоны)
Вот он по лесу идет (ходьба вперевалочку)
Ищет мишка корешки, (наклоны вперед)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся (садимся).
Пословицы про Масленицу.
Масленица идет, блин да мед несет.
Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.
Словесная игра «Блины».
Парное молоко – да!
Капуста кочанная – нет!
Куриное яйцо – да!
Соленый огурец – нет!
Мясной холодец – нет!
Сахар да соль – да!
Белая фасоль – нет!
Мука, да соль – да!
Рыба соленая – нет!
Лавровый лист – нет!
Масло топленое – да!
(Воспитатель предлагает детям сесть за столы)
Воспитатель: Дети, а давайте мы с вами сейчас будем художниками и нарисуем пластилином солнышко, чтобы весна скорее к нам пришла. Только сначала вспомним, сколько надо брать пластилина? Очень мало не много. Мы будем рисовать пластилином? Мы будем размазывать.
(Самостоятельная работа детей, воспитатель оказывает индивидуальную помощь, затрудняющимся детям)
В конце занятия, воспитатель ходит и смотрит работы детей, хвалит и благодарит их.