Лилия Гайнатуллина
Интегрированное занятие «Сказка о волне»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие творческого начала, самостоятельности, способности быть деятельным, активным, устремленным, сохранять свою уникальность в процессе становления в обществе (социализации)
Задачи:
I. Образовательные
• Продолжать формировать запас музыкальных впечатлений, систему музыкальных способностей.
• Познакомить детей с особенностью мелодии. Дать понятие восходящей и нисходящей мелодии
II. Развивающие
• Развивать творческое воображение и музыкальное мышление. Способствовать становлению музыкально-двигательной импровизации.
• Развивать творческое ассоциативное мышление.
Публикация «Интегрированное занятие „Сказка о волне“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
• Развивать эмоциональную сферу ребенка.
III. Воспитывающие
• Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг к другу.
• Воспитывать устойчивый интерес к танцевальной деятельности.
Оборудование: Мультимедийная презинтация: иллюстрации ручейка, реки и моря; портреты: Э. Грига, А. С. Пушкина; мимические картинки: солнце улыбается, зевает, удивляется; ветер гневный; иллюстрации к сказке А. С. Пушкина.
Цветовой круг; альбомные листы, клей, волны из цветной бумаги.
Ход занятия.
Вход под музыку П. Мориа «Один на белом свете»
М. Р. Доброе утро, друзья! Я очень рада видеть вас в нашем музыкальном зале. Сегодня у нас много гостей, любителей музыки, давайте поздороваемся.
Музыкальное приветствие: «День добрый» музыка К. Андреаса
М. Р. Посмотрите, как здесь красиво. Вы попали в волшебное царство музыки, которое расскажет нам сказку о волне. А началось все с большого – пребольшого сугроба.
Сюжетный этюд: «Утро» музыка Э. Григ.
Но вот припекло солнышко. Сугроб постепенно стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце припекло еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро-быстро побежали, огибая камушки, кустики и деревья. Вскоре они объединятся, и вот уже шумит бурная река. Вскоре река влилась в море и исчезла.
Ребенок.
Сугроб уже ссутулился От солнечных лучей, И побежал по улице Сверкающий ручей.
М. Р. Давайте закроем глаза и попутешествуем вместе с ручейком.
Слушание музыки: «Ручеек» Э. Григ.
- Какую картину нарисовала нам музыка?
- С кем можно сравнить ручеек?
- Если говорим мы о ручейке уменьшительно - ласкательно, то значит он маленький или большой?
- Какой по характеру ручеек?
- Мелодия взрывается, скачет или плавно льется, переливается?
Искрящаяся музыка передает блеск, переливы ручейка, характер малыша – игривый, шаловливый. По ходу пьесы композитор добавляет новые краски и голос ручейка звучит более уверенно, ярко. Вырвавшись из плена, он набирает силу. Внезапно появляются низкие звуки.
- Что бы это могло значить? Что происходит с ручейком?
Наверное, ручеек встречает на своем пути преграды и преодолевает сопротивление из камней, веток, и корней деревьев. Затем уже не один ручеек спешит к реке. Их много. Сливаясь, они растворяются в водах реки.
Ребята посмотрите на цветовой круг. Какие бы цвета взяли для выражения игривого ручейка малыша? Выберите цвет.
- Почему вы выбрали данный цвет?
- Это теплый цвет или холодный?
Ребята, а какой цвет подходит для второй части музыки? Выберите цвет.
- Почему вы выбрали данный цвет?
- Это теплый цвет или холодный
Повторное слушание произведения.
Р. Произведение, которое вы сейчас услышали, называется «Ручеек», а написал его норвежский композитор Эдвард Григ (портрет). Он родился в удивительной стране Норвегии. Это далекий, суровый, северный край, где, словно уснувшие великаны возвышаются непреступные голые скалы, а в глубине гор раскинулись тихие бездонные озера - фьерды. Произведения Эдварда Грига рассказывают о его любимой Родине и его суровой природе.
Музыкально - дидактическая игра «Река и ручеек».
Учить детей различать темп музыки.
М. Р. Давайте поиграем в игру «Река и ручеек». Ручеек у нас по характеру веселый, наивный и шустрый, поэтому мы его изобразим в быстром звучании. Река – спокойная, добрая и неторопливая, поэтому она звучит медленно. Сейчас мы с вами разделимся на два круга. Первый круг – «река». Второй – «ручеек». Слушайте музыку и изобразите ее в движении.
Ребенок.
Гром и шум. Корабль качает, Море темное кипит; Ветер парус обрывает И в снастях свистит.
М. Р. Вот и река привела нас к морю, к морю величественному, необъятному, волнующемуся.
Дыхательное упражнение «Ветер»
Песенное творчество и распевка : (Использование мимических картинок - удивление, лень, радость)
Ну-ка ветер, налетай, Тучку с неба прогоняй! Ветер так старается, Что солнце улыбается.
(Дети делают активный вдох, стараясь не поднимать плечи, задерживают дыхание и на продолжительном выдохе произносят: «Ф-ф-ф»)
Посмотрите, солнышко у нас удивилось. И мы вместе с солнышком.
Придумайте мелодию
осмотрите солнышко зевнуло. И мы вместе с солнышком. Придумайте мелодию.
олнышко услышав, как мы поем, засмеялось над нами. И мы вместе с солнышком. Придумайте мелодию.
Ребенок.
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет Он бежит себе в волнах На раздутых парусах.
Воспитатель.
- Ребята, вы знаете, кто написал это стихотворение? (Александр Сергеевич Пушкин).
- Из какой сказки это стихотворение? (Сказка о царе Салтане)
М. Р. - Александр Сергеевич Пушкин, какое море рисует в своем стихотворении: спокойное или волнующееся?
- А что помогает возникнуть волнам? (ветер)
В музыке тоже существуют волны. Они называются мелодическими волнами, и помогает им возникнуть мелодия: нисходящая и восходящая.
На стихотворение Александр Сергеевич Пушкина «Ветер по морю гуляет» была написано песня, композитором Ж. Металлиди.
Послушайте эту песню и с помощью руки покажите нисходящую мелодию и восходящую.
Исполнение песни.
u]Аппликация[/u] (волны из цветной бумаги, клей, альбомные листы).
М. Р. Выложите при помощи бумажных волн, которые лежат у вас на столах мелодические волны песни «Ветер по морю гуляет». Восходящие волны – темно- синего цвета. Нисходящие волны - светло-синего цвета.
]Художественная выставка работ детей по теме: «Море».[/u]
.Р. Ребята, на нашем занятии мы с вами убедились, что волны можно изобразить в музыке с помощью мелодии, на листке бумаги с помощью карандаша или цветной бумаги, красок, с помощью свечи и т. д.
- А можно ли изобразить волны в танце?
Импровизация под музыку
Танец
Рефлексия:
Посмотрите, здесь улыбается веселое солнышко и грустит маленькая капелька. Если вам понравилось наше занятие, и вы считаете, что вы со всеми заданиями справились - берите веселое солнышко. А если вы считаете, что вы не справились с заданиями - берите грустную капельку.
М. Р. Мы с вами сегодня побывали в волшебном царстве музыки и услышали сказку о волне. Как удивительно сочетается музыка со сказкой. Мы с вами еще раз окунулись в большой мир музыки. Я думаю, что вас не оставит равнодушным увиденное и услышанное.